Автопоездка СПб – Хельсинки
Warning: Undefined variable $attributes in /home/u186694/9dotsru/www/wp-content/plugins/simple-audio-player/simple-audio-player.php on line 76
Warning: Undefined variable $default_directory in /home/u186694/9dotsru/www/wp-content/plugins/simple-audio-player/simple-audio-player.php on line 79
Warning: Undefined variable $return in /home/u186694/9dotsru/www/wp-content/plugins/simple-audio-player/simple-audio-player.php on line 87
11 мая проснулся в 11 утра и подумал — а не съездить ли до Хельсинки, давно же собирался, но всё откладывал. В 12 часов дня размышления на тему выбора «поработать еще» или «все же отдохнуть» закончились выбором последнего, благо жена жестко сказала что я достал ныть на тему отсутствия отпуска в течение года и если не съезжу сейчас, то скоро начну нападать на людей.
Перед выездом из города заскочил на автомойку — как-то не комильфо ездить в Тулу со своим самоваром за границу со своей грязью.
Надо отметить, что в начале марта совершил пробную поездку до Котки. Попытка воспользоваться Яндекс.Навигатором не увенчалась успехом — маршруты за пределами отчизны он не строит. Поэтому в этот раз поставил оффлайновые Maps.Me, установив карты Финляндии и Ленобласти.
Прошлая поездка была солнечной. В этот раз на полпути начался небольшой майский снег.
Мысль «а не развернуться ль?» долбила по мозгам, но надежда на то, что это всё «broody Russia, valenki, shapka-ushanka» довела до погранзоны. Приёмник уже ловит финские радиостанции — от классики до унца-унцы.
На въезде в погранзону меня останавливает (догадайтесь, кто?) пограничник, просит показать паспорт. Я еще не успел раскрыть его, а он машет палкой — вали отсюда на своём тракторе.
Сразу за мужчиной заправка. До упора набиваю бак (три отщелкивания пистолета), канистру (на глаз). Пара каппучино, еду дальше. Обозначения уже и на английском.
На пропускном пункте вылезло, как того и требовали стереотипы, солнышко. Фото не будет — нельзя.
К слову, выйдя из машины стало понятно, что «свой самовар» таки окажется со мной — мыть машину было напрасной тратой времени, ста рублев и вообще идиотизмом.
Граница в будни проходится очень легко — понауехавших россиян в легковушках с иностранными номерами — пара десятков, а с российскими — только я, да джип за мной. Задумавшись, что по этому можно судить о различиях зарплаты в российских рублях и в европейских евро — подъезжаю непосредственно к посту. Выхожу из машины, протягиваю в окошко паспорт и свидетельство. Государственное лицо оттуда смотрит на меня вопросительно и сурово. Смотрю на инструкцию, понимаю ошибку. Громко, с виноватым, лихим и придурковатым видом (т.е. всё как положено) чеканю «один я». Минута — выезд разрешен.
Дожидаюсь досмотра. Досмотр заключается в паре постукиваний пальцами по корпусу над горловиной бензобака (я тоже постукиваю и произношу «хм» — правда ведь, пусто) и заглядывании в багажник. В этот раз даже не просят показать что там, в районе запаски (видимо, у меня на лице написано, что запаска, а не тонны кокаина). Грустная собака обнюхивает машину и презрительно отворачивается — опять ничего интересного, скучная сучья жизнь. Все занимает секунд 15. Это вам не франкфуртский аэропорт.
Европа вперде!
Дождевые облака заканчиваются ровно над финскими столбиками (ну, я почти не вру) и звездочками Евросоюза. Финский пропускной пункт требует чуть больше времени, так как инспектор хоть и думает на нормальном финском, но спрашивает на ломаном русском на сколько дней я приезжаю, а я же отвечаю на ломаном английском, хоть и думаю на более-менее нормальном русском. Сия коммуникативная процедура занимает минуту, далее палец на сканер отпечатка, штамп. Подхожу к машине, жду досмотр. Нету его.
Через полминуты поднимается шлагбаум. Как белый человек, которому не грозит депортация обратно в сверхдержаву, въезжаю в страну второго мира.
На дорожном знаке горит 30 км/ч. Это значит можно ехать 30 км/ч, а не 50. Еду 29 км/ч. Машина с финскими номерами неуклюже (дорога на выезде от пункта узкая) обгоняет меня. Я постукиваю по рулю, там не очень пусто, но мысленно снова произношу «хм».
Далее знак 50 км/ч. Я — 49 км/ч. Тут меня обгоняют еще две машины с финскими номерами. «Это всё русские водители» — думаю я и продолжаю тошнить. Через километр или два начинается знак 80 км/ч. Машины продолжают обгонять. Поскольку я — порядочный гость, хоть и со своей грязью, а не какой-то свободный местный, поэтому все дальнейшее путешествие стараюсь строго соблюдать скоростной режим. Все финские автомобили в зоне видимости зеркал обгоняют меня. Но больше «хм» я не произношу.
Где-то через 40 километров дорога превращается в автомагистраль. Напеваю «I’m on the highway to HEL» (как можно было забыть закачать этот трек) и «Wir fahren auf der Autobahn» Крафтверка (и этот тоже). Когда надоело, снова включаю финское радио. Играет «The Passenger» Игги Попа. Супер!
В местечке Lovisa заезжаю в Neste за парковочными часами (не пригодились) и на автоматическую мойку. В этих краях нет ничего на английском, только финский и шведский. Ни то, ни другое я не понимаю, но иногда есть надписи на русском. А фины говорят на английском. Благодаря этому покупаю карточку для запуска автомойки. 13 евро. Эти автомойки отмывают так себе, но процесс впечатляет, а грязь же — достаточно свежая.
Продолжаю ехать, дорога отличная, погода — солнечная, сигарет — полно, а расстояние — короткое. Поэтому даже снижаю скорость с разрешенных 120 до 100, чтобы насладиться подольше.
Въезжаю в город. Если в Котке мне казалось, что меня глючит, то здесь убеждаюсь, что зеленый не мигает, а сразу переключается на желтый. Но при скорости 30-50 км/ч — это вообще не проблема, движение очень ленивое и расслабленное. Возникает другая проблема — Я ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЮ ГДЕ МОЖНО ОСТАНОВИТЬСЯ, ПАНИКА! Не вторым же рядом на аварийке.
Maps.me в условиях работы без интернета очень выручает. На перекрестках стараюсь по-тихому ткнуть пальцем куда-нибудь ближе к воде — в итоге, через час скитаний, оказываюсь в самом центре, у терминалов Viking Line. На удачу уже восемь вечера, и парковки становятся бесплатными (как объясняет водитель Ауди на превосходном английском). Наконец, выхожу из автомобиля.
Первое, что слышу — песню Высоцкого из окна какого-то заведения. Оглядываюсь — вижу православный собор. Через пару минут — русская речь. Черт, я в туристическом центре, я не этого хотел. Ну да ладно.
Ловлю бесплатный городской вай-фай. Слабый, но хватает, чтобы написать друзьям что я тут, не хотят ли увидеться. Пока ищу туалет (нахожу, Subway —почти McDonald’s), они отвечают.
Еду в гости. Хельсинки — город на холмах, местами задумываешься об эффективности стояночного тормоза. Поиск парковки занимает минут 20 — город в это время почти мертвый, и все места — заняты. Паркуюсь. Спрашиваю единственного пешехода — можно ли. Он не очень уверенно говорит, что можно. Это настораживает, но ухожу к друзьям.
Теплый приём, не виделись полгода. Друзья — это пара, а еще у них пара кошек и крохотная студия в аренде. Зато в доме есть сауна (как мне сказали, сауны есть везде, даже на колесе обозрения), а дворик — это крыша забегаловки и, кажется, секс-шопа.
Склоняюсь к тому, что остановлюсь в гостинице, тем более ведь как снег на голову, не красиво.
Им надо в магазин, выходим. Проходя мимо машины спрашиваю про знак парковки, а еще замечаю, что во всех припаркованных автомобилях какая-то одинаковая бумажка с печатью. Оказывается резидентский талон на парковку. Так и не поняв, можно или нет занимать ночью места (вне времени платной парковки), решаем перестраховаться — показывают, где есть круглосуточная бесплатная парковка. Вот она на карте, вдруг пригодится:
После ужина и бесед идем на ночную прогулку. Город совсем пустой, тихо. Идем по набережной с видом на большую угольную кучу, подсвечиваемую флюоресцирующими кислотно-зелеными столбиками.
Что меня дико радует в Хельсинки — это очень развитая яхтенная инфраструктура, по сути любая набережная — это причалы для яхт, катеров, старых буксиров (т.е. восстановленных фанатами), парусников покрупнее и т.д. Фактически, все время нахождения в городе я посвятил прогулкам вдоль набережных.
В час ночи прощаемся, иду в гостиницу. Это — Hellsten Helsinki Senate, небольшая гостиница на острове Катаянокка. Ночью ресепшн закрыт, чтобы получить ключ — звонишь по телефону, далее прикладываешь неактивированную карточку к программатору, который привязывает ее к номеру. Номер очень хороший, эдакая квартира-студия, хотя и обошелся в 100 евро за ночь. В следующий раз повторю. Вот она на карте:
Усталый, вырубаюсь. В полдень покидаю гостиницу и иду на поиски предоплаченной симки — за 5-7 евро она продается без предъявления каких-либо документов, вставляешь в телефон и используешь. Симки эти продаются в заведениях R-Kioski — нечто типа СоюзПечати, но в виде магазинчика с кофе, едой и т.п. На вопрос дать иголку (чтобы поменять симку в телефоне), продавец снимает бейджик. Мило.
Понимая, что машина припаркована далеко, а набережных много — решаю воспользоваться городской службой аренды велосипедов.
Велосипеды тяжелые, неуклюжие и страшные — но велосипеды. За 5 евро покупается право использовать его в течение суток. Есть и подстава — поездка между разблокировкой и возвратом велосипеда на станцию не может быть больше получаса, иначе придется платить еще за каждый час. В сумме не более 5 часов за день, при превышении — еще плюс 80 евро. Но получасовое ограничение решается довольно просто — ездишь от станции к станции, и просто меняешь велосипед. Станции располагаются, наверное, каждый километр — их хорошо видно и необходимости в поиске на карте не было.
Первые сто метров даются с трудом — на велике я не катался лет 5. Но потом сразу легче. Катаясь, любуюсь всякой судоходной мелочью и ее окрестностями:
Что приятно, благодаря велосипеду и Maps.Me понял, что стал немного ориентироваться в юго-восточной части города. Впрочем, учитывая, что я узнаю места, где я останавливался пи-пи два года назад на трассах — не удивительно.
Но и с велосипедами меня ждет неловкость, как с обгоняющими водителями — пока я стою на пешеходном переходе и жду зеленого, хотя бы один велосипедист пересекает пустую дорогу на красный.
В половину пятого решаю ехать домой. Добираюсь до парковки, к счастью велосипедная станция прямо у нее. Машина стоит целая (еще бы) и без штрафов (это хорошо, буду знать место). С легким сожалением — «мало!» — отправляюсь домой.
Пока выруливаю из города убеждаюсь в том, что заметил еще на въезде — финские водители поворотники включают либо трогаясь, либо уже непосредственно в повороте. Это смущает почти так же, как постоянные обгоны. Очень не стыкуется с крупными штрафами за всё и мифами о еврозоне.
Дорога обратно намного приятнее дороги туда:
Разумеется, на обратном пути заехал в уже знакомую Prisma в Котке. Как же без рыбы и сыра!
После того, как пересек границу, опять начинается снег, хотя и сильно меньше. Вот они, причины стереотипов о родине!
К счастью, бензобака мне хватило ровно на всё нахождение в Финляндии, даже не воспользовался канистрой. Через 20 километров после пограничного поста загорается лампочка, но бензозаправок в российской части — чуть ли не с десяток на каждой стороне.
В девять вечера вернулся домой. Единственный за прошедший год, и самый короткий в жизни «отпуск» — длиной в полтора дня — закончился.