Обкатка мотора
В пятницу с утра разболелся зуб и пришлось отменить работу. Освободился во второй половине дня и тут на удачу распогодилось — поэтому решил обкатать недавно купленный лодочный мотор, должно же быть хоть что-то приятное за день.
Собрал всё необходимое, заскочил на АЗС, купил канистру для заправки. Местом испытаний выбрал Кронштадт — 1-ый Северный Форт — судя по форумам, там можно припарковать машину прямо у спуска.
Вначале путь по КАД, далее съезд на грунтовку. Грунтовка разбита, скорость — 10-20 км/ч. Мдаа, но ничего удивительного.
Приехав туда, быстро увидел спуск.
Но, как назло, именно в этой стороне дул очень сильный ветер с моря, а другие спуски были уже заняты рыбаками, жительями с шашлыками и хипстерами, снимающими что-то непонятное. Поэтому не рискнул, ибо условный «фарватер» проходит мимо обломков мола, а отходить я собирался на веслах. Ну нафиг.
Почесал затылок, в результате родилась гениальная и своевременная мысль поискать другое место поблизости. 2 минуты разглядывания карты в теплом автомобиле привели к решению ехать на западную оконечность Котлина. И поехал выполнять решение, чё.
До оконечности не добрался — на изгибе дороги у форта «Александр Шанц» увидел вполне уютную парковку прямо у берега с песчаным спуском к воде. Форт в этом месте — действующая военная часть.
На парковке стояли несколько машин с местными жителями. Опрос аборигенов подтвердил использование спуска рыбаками и что «военным всё равно».
Начал собирать лодку. Место и так было подветренное, но пока приготовился, ветер немного утих, что, конечно, порадовало.
Надо сказать, что с мотором места в лодке поубавилось. Кроме него, в снабжение вошли:
- Канистра 5 л с бензином для разведения топливной смеси
- Канистра 1 л моторного масла (тоже для смеси)
- Взял на всякий случай автомобильный огнетушитель
- Якорь-кошка
- Якорный трос
- Инструкция к мотору
- Спасжилет
- Раскладное кресло (не пригодилось, но потом думаю его использовать для удобства сидения)
- Разумеется, кофе.
А лодка всего три метра. И два метра меня. Но что поделать, на яхту я еще не взял кредит заработал. И прав еще нет. Да и вообще маленький еще. Вот когда подрасту и стану взрослым….
Отчалил, не замочив в этот раз кед, что, кстати, редкость. Взял курс вёслами на отдельно лежачий камень белеющий помётом чаек метрах в 300 — будет мне ориентиром. Добрался довольно быстро до него — надо было бы задуматься про ветер, но ведь нет — а зря, стоило больных мышц на следующее утро.
У камня привязал трос к якорю — по всей науке яхтенной школы (рыбацкий штык, ага), выбросил его. Но только вот не подумал что глубина чуть больше метра, а волны где-то сантиметров 40, и надо побольше троса потравить с лодки, а не пару метров — как потом понял, якорь нифига не держал из-за качки. «Даром преподователи время со мною тратили…»
Начинаю приготовления к запуску. Смесь смешать даже на небольшой качке — неудобно. Будет уроком. Накапав на пайолы лодки масла (ни капли за борт — зря я что ли знаю про приложение I конвенции MARPOL в морских водах, ё-маё!), все же примерно смешал, что необходимо. Затем аккуратненько перелил смесь в бензобак, благо канистру я купил с «воронкой». Пора заводиться.
Но тут встала предвиденная проблема — мотор китайский, а китайцы, как известно, не очень хорошо дружат с эргономикой, юзабилити и человеческими факторами. В общем, на моторе есть краник подачи топлива и переключатель дроссельной заслонки. Каждый из них может принимать два крайних, и бесчисленное количество промежуточных состояний. И проблема в том, что все они подписаны очень странно — этикетки есть, но из них не понятно, какое положение чему соответствует. Плюс отсутствие у меня какого-либо опыта работы с подобными моторами — ладно хоть пять лет назад ездил на ВАЗ 2107. Задумавшись, что первый автомобиль и первый мотор довольно похожи по степени автоматизации и боясь залить свечи, стал дергать ручку запуска.
Вначале ничего не вышло, только устала рука. Спустя 15 минут перебираний вариантов и дерганья ручки, мотор запустился. «Дилетанты победят Вселенную», — подумал восторженно я. Двигатель подумал «Где топливо, сынок?». И заглох через полминуты. Видимо, положение ручек было таковым, что я перекрыл топливо, но при этом предыдущие попытки дали достаточно, что проработать 30 секунд.
Я, разумеется, не сразу понял причины и подергал еще несколько раз, в разных положениях переключателей. Мотор не запускался, а рука, разбитая в кровь неудобной ручкой, предательски стала отказывать — движения были уже не такими резкими.
Тут я поднял взгляд и увидел, что берег хоть и рядом (за ним я следил), но камень — ооооочень далеко. Это меня напрягло — я понял, что якорь не держал, и меня тащило ветром вдоль берега, пока я увлеченно дергал ручку и рычаги.
Ну что ж. Придется грести обратно. А грести обратно против относительно свежего ветра, еще и с заполненной биомассой лодкой — это значит двигаться со скоростью бабушки в гипермаркете, причём не у кассы То есть почти не двигаться. Ну что, буду, наконец, качать другие мышцы — и стал качать.
Где-то минут через 30 я добрался до камня. Вот он, кстати:
Тут я уже поступил умнее — бросил якорь с запасом. Отдохнул, разглядывая ролики про двигатель и отвечая на вопросы коллег в работающем не смотря на ветер, волны и Роскомнадзор Телеграме — мотор бы так работал! Это еще заняло какое-то время, зато убедился, что теперь я умею пользоваться якорем — никаких смещений.
После видеороликов вытащил и протер свечу зажигания — по ходу, неуверенное дерганье стартера все же привело к ее заливанию. Это, наконец, помогло — спустя буквально четыре дерганья ручки мотор запустился;
Алиллуйя! Но тут мотор опять приготовился глохнуть — таки китайцы попутали и без того мутные (повернутые на 90º) обозначения на топливном кранике. Но я уже был готов и успел его повернуть в другую сторону. Кушать подано!
Первые минуты обкатки — это минимальные обороты. Поскольку у мотора нет ни коробки передач, ни подобия сцепления, то в этом режиме он очень слабо, но все же толкает лодку. Оставаясь на якоре, я удовлетворенно кружил круги вокруг него — якорь продолжал держать. Очень хорошо. Но через десять минут мне это надоело, плюс пора переходить на большие обороты.
Убрал якорь, прибавил газ. Плавный толчок, и кофейный стаканчик полетел по пайолам лодки. Разумеется, выливаясь. Еще один косяк с эргономикой, подумал я, хватая пустой стаканчик одной рукой, и удерживая румпель мотора другой.
А ведь повернул газ только на десятую часть. От такого ускорения задумался еще и над тем, что же там, на 100% мощности. Но трусость здравый смысл и описание обкатки взяли своё — больше 30% я не делал. Но и этого хватило, чтобы понять, что движение по волнам на какой-никакой скорости — это нифига не движение по этим же волнам на вёслах — динамика, раскачивание и прыжки совершенно другие и их надо осваивать, ну и привыкать. А еще из-за этого легко быть облитым до макушки при движении против волн.
Меж тем, солнце уже совсем низко над горизонтом и, черт побери, холодно. Соответственно, через 15 минут кругов я плюнул (Марпол разрешает) и поехал обратно.
Вытаскивая и разбирая лодку, я осознал, что чертовски устал и всё тело ноет.
В целом смысл всей поездки был в том, чтобы приобрести первый опыт самостоятельного и одиночного использования мотора и якоря на лодке, ну и наделать по возможности каких-то ошибок в безопасных условиях, дабы потом их не повторять. Всё это у меня получилось. Поэтому довольный, с отнимающимися руками и спиной, уехал домой спать.
Но это не всё. Теперь в планах сделать, во-первых, правильные наклейки на мотор — для общего порядка, и, во-вторых, подумать, как можно организовать три квадратных метра пространства более оптимально, ибо тесновато и стаканчики опрокидываются. Ну и надо дождаться заказанный тент, чтобы больше не мокнуть от брызгов.