06.05.2018 — Вода

Обкатка мотора

В пятницу с утра разболелся зуб и пришлось отменить работу. Освободился во второй половине дня и тут на удачу распогодилось — поэтому решил обкатать недавно купленный лодочный мотор, должно же быть хоть что-то приятное за день.

Собрал всё необходимое, заскочил на АЗС, купил канистру для заправки. Местом испытаний выбрал Кронштадт — 1-ый Северный Форт — судя по форумам, там можно припарковать машину прямо у спуска.

Вначале путь по КАД, далее съезд на грунтовку. Грунтовка разбита, скорость — 10-20 км/ч. Мдаа, но ничего удивительного.

Приехав туда, быстро увидел спуск.

Но, как назло, именно в этой стороне дул очень сильный ветер с моря, а другие спуски были уже заняты рыбаками, жительями с шашлыками и хипстерами, снимающими что-то непонятное. Поэтому не рискнул, ибо условный «фарватер» проходит мимо обломков мола, а отходить я собирался на веслах. Ну нафиг.

Почесал затылок, в результате родилась гениальная и своевременная мысль поискать другое место поблизости. 2 минуты разглядывания карты в теплом автомобиле привели к решению ехать на западную оконечность Котлина. И поехал выполнять решение, чё.

До оконечности не добрался — на изгибе дороги у форта «Александр Шанц» увидел вполне уютную парковку прямо у берега с песчаным спуском к воде. Форт в этом месте — действующая военная часть.

На парковке стояли несколько машин с местными жителями. Опрос аборигенов подтвердил использование спуска рыбаками и что «военным всё равно».

Начал собирать лодку. Место и так было подветренное, но пока приготовился, ветер немного утих, что, конечно, порадовало.

Надо сказать, что с мотором места в лодке поубавилось. Кроме него, в снабжение вошли:

А лодка всего три метра. И два метра меня. Но что поделать, на яхту я еще не взял кредит заработал. И прав еще нет. Да и вообще маленький еще. Вот когда подрасту и стану взрослым….

Отчалил, не замочив в этот раз кед, что, кстати, редкость. Взял курс вёслами на отдельно лежачий камень белеющий помётом чаек метрах в 300 — будет мне ориентиром. Добрался довольно быстро до него — надо было бы задуматься про ветер, но ведь нет — а зря, стоило больных мышц на следующее утро.

У камня привязал трос к якорю — по всей науке яхтенной школы (рыбацкий штык, ага), выбросил его. Но только вот не подумал что глубина чуть больше метра, а волны где-то сантиметров 40, и надо побольше троса потравить с лодки, а не пару метров — как потом понял, якорь нифига не держал из-за качки. «Даром преподователи время со мною тратили…»

Начинаю приготовления к запуску. Смесь смешать даже на небольшой качке — неудобно. Будет уроком. Накапав на пайолы лодки масла (ни капли за борт — зря я что ли знаю про приложение I конвенции MARPOL в морских водах, ё-маё!), все же примерно смешал, что необходимо. Затем аккуратненько перелил смесь в бензобак, благо канистру я купил с «воронкой». Пора заводиться.

Но тут встала предвиденная проблема — мотор китайский, а китайцы, как известно, не очень хорошо дружат с эргономикой, юзабилити и человеческими факторами. В общем, на моторе есть краник подачи топлива и переключатель дроссельной заслонки. Каждый из них может принимать два крайних, и бесчисленное количество промежуточных состояний. И проблема в том, что все они подписаны очень странно — этикетки есть, но из них не понятно, какое положение чему соответствует. Плюс отсутствие у меня какого-либо опыта работы с подобными моторами — ладно хоть пять лет назад ездил на ВАЗ 2107.  Задумавшись, что первый автомобиль и первый мотор довольно похожи по степени автоматизации и боясь залить свечи, стал дергать ручку запуска.

Вначале ничего не вышло, только устала рука. Спустя 15 минут перебираний вариантов и дерганья ручки, мотор запустился. «Дилетанты победят Вселенную», — подумал восторженно я. Двигатель подумал «Где топливо, сынок?». И заглох через полминуты. Видимо, положение ручек было таковым, что я перекрыл топливо, но при этом предыдущие попытки дали достаточно, что проработать 30 секунд.

Я, разумеется, не сразу понял причины и подергал еще несколько раз, в разных положениях переключателей. Мотор не запускался, а рука, разбитая в кровь неудобной ручкой, предательски стала отказывать — движения были уже не такими резкими.

Тут я поднял взгляд и увидел, что берег хоть и рядом (за ним я следил), но камень — ооооочень далеко. Это меня напрягло — я понял, что якорь не держал, и меня тащило ветром вдоль берега, пока я увлеченно дергал ручку и рычаги.

Ну что ж. Придется грести обратно. А грести обратно против относительно свежего ветра, еще и с заполненной биомассой лодкой — это значит двигаться со скоростью бабушки в гипермаркете, причём не у кассы То есть почти не двигаться. Ну что, буду, наконец, качать другие мышцы — и стал качать.

Где-то минут через 30 я добрался до камня. Вот он, кстати:

Тут я уже поступил умнее — бросил якорь с запасом. Отдохнул, разглядывая ролики про двигатель и отвечая на вопросы коллег в работающем не смотря на ветер, волны и Роскомнадзор Телеграме — мотор бы так работал! Это еще заняло какое-то время, зато убедился, что теперь я умею пользоваться якорем — никаких смещений.

После видеороликов вытащил и протер свечу зажигания — по ходу, неуверенное дерганье стартера все же привело к ее заливанию. Это, наконец, помогло — спустя буквально четыре дерганья ручки мотор запустился;

Алиллуйя! Но тут мотор опять приготовился глохнуть — таки китайцы попутали и без того мутные (повернутые на 90º) обозначения на топливном кранике. Но я уже был готов и успел его повернуть в другую сторону. Кушать подано!

Первые минуты обкатки — это минимальные обороты. Поскольку у мотора нет ни коробки передач, ни подобия сцепления, то в этом режиме он очень слабо, но все же толкает лодку. Оставаясь на якоре, я удовлетворенно кружил круги вокруг него — якорь продолжал держать. Очень хорошо. Но через десять минут мне это надоело, плюс пора переходить на большие обороты.

Убрал якорь, прибавил газ. Плавный толчок, и кофейный стаканчик полетел по пайолам лодки. Разумеется, выливаясь. Еще один косяк с эргономикой, подумал я, хватая пустой стаканчик одной рукой, и удерживая румпель мотора другой.

А ведь повернул газ только на десятую часть. От такого ускорения задумался еще и над тем, что же там, на 100% мощности. Но трусость здравый смысл и описание обкатки взяли своё — больше 30% я не делал. Но и этого хватило, чтобы понять, что движение по волнам на какой-никакой скорости — это нифига не движение по этим же волнам на вёслах — динамика, раскачивание и прыжки совершенно другие и их надо осваивать, ну и привыкать. А еще из-за этого легко быть облитым до макушки при движении против волн.

Меж тем, солнце уже совсем низко над горизонтом и, черт побери, холодно. Соответственно, через 15 минут кругов я плюнул (Марпол разрешает) и поехал обратно.

Вытаскивая и разбирая лодку, я осознал, что чертовски устал и всё тело ноет.

В целом смысл всей поездки был в том, чтобы приобрести первый опыт самостоятельного и одиночного использования мотора и якоря на лодке, ну и наделать по возможности каких-то ошибок в безопасных условиях, дабы потом их не повторять. Всё это у меня получилось. Поэтому довольный, с отнимающимися руками и спиной, уехал домой спать.

Но это не всё. Теперь в планах сделать, во-первых, правильные наклейки на мотор — для общего порядка, и, во-вторых, подумать, как можно организовать три квадратных метра пространства более оптимально, ибо тесновато и стаканчики опрокидываются. Ну и надо дождаться заказанный тент, чтобы больше не мокнуть от брызгов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.