Почему сериалы — это прототипы, а интерфейсы еще не скоро умрут
Я терпеть не могу смотреть сериалы — по-большему счёту, это продалбывание времени. Но некоторые мне нравятся, например, из условно последних — «Черное зеркало» (Black Mirror) и «Мир дикого запада» (Westworld).
Критерии, пожалуй, такие:
- Тема — науч-поп фантастика (не путать с фентези!).
- Должен быть достаточно глубокий концепт в основе (например, «вопросы этики и морали современных технологий» — хотя это, конечно, утрированно).
- Должна быть достаточно проработанная и длительная демонстрация концепта на протяжении серий в разных ситуациях. Причём чем длиннее сериал (при сохранении его «хорошести»), тем лучше — значит больше задач на проработку ставится для сценаристами, чтобы проверить концепт на разносторонность и цельность, ну и не нарушить его.
Короче, сериал — это прямо прототип «возможной реальности», её наглядная имитация. То есть ровно то же, что интерактивный прототип, имитирующий будущий программный продукт.
Причем и требования к такому «прототипу» те же — он должен быть доступным и понятным пользователю прототипа. Ровно как стейкхолдер при демонстрации прототипа возможного решения говорит «не верю, не пойдет», тыча в нестыковки и нереалистичные данные в интерактивном прототипе, зритель бурчит на сериал, видя нестыковки сюжетных линий, наспех сделанные декорации и фальшивую игру актёров.
Ну а если говорить о «Зеркале» и «Диком западе» — это хорошие такие прототипы-обзоры того, что может быть, когда нейросети и человечьи мозги сплетутся в одну экосистему (и не только это), а люди не особенно изменятся. Разумеется, фильтруя, деля и перемножая всё на гротеск, упрощение, «маркетинговые» приёмы и прочую завлекуху, заставляющую среднего зрителя открывать рот и ждать выпуска новых серий.
Конечно, то же самое можно сказать о фильмах, но они развиваются намного быстрее, и поэтому акцент часто ставится больше на сюжете и психологизме, нежели на проработке концепта — не всякое висящее ружье успеет выстрелить до конца фильма, если необходимо стилистически.
Что уж говорить, таких сериалов мало, но демонстрируют они разные концепции очень и очень хорошо — в том числе триггеря вопросы или давая иной взгляд на некоторые совершенно не сериальные (JSON, привет!) вопросы и темы.
* * *
В качестве примера приведу «Мир дикого запада».
Сериал, наряду с прочим — отличное обоснование того, что проектировщикам графинтерфейсов (по-крайней мере, профессиональных) рано бояться потерять свою работу в свете разговоров о нейросетях и смещению от графических интерфейсов в сторону естественных взаимодействий (голосом, жестами, просто нахождением в определенном месте в определенное время и пр.).
Так вот, в сериале, если не смотрели, сюжет плюс-минус посвящен борьбе людей и искусственных интеллектов за выживание. Причем всё это происходит в исключительно сервисной, развлекательной корпорации — а ля большой развлекательный имитатор мира и времён Дикого Запада, куда можно придти и за денежку поубивать злодеев-андроидов (индейцев, бандитов), а спасенная красотка или вовремя подошедший мачо проведут с тобой ночь. Всё можно и никаких рисков. То есть, казалось бы, графическим пользовательским интерфейсам в этом квесте нет места — ни с позиций специфики бизнеса (место и время), ни с позиций технологий будущего.
Между тем, как только ситуация выходит из под контроля, а места действия переносятся в «закулисье» (бэкстейдж — чем не бэкэнд?), буквально в каждой сцене мельтешат старые добрые GUI — в которые молотят и люди, и андроиды, и андроиды, думающие что они люди. Молотят вовсю, пытаясь перепрошить андроидов, системы безопасности, себя. Бррр…
Вот, например:
И хотя эти интерфейсы нарисованы, как обычно, людьми, ничего в них не смыслящими, с игнорированием принципов восприятия и эргономики ради цели «должно выглядеть круто и как будто из будущего», это именно старые добрые графические пользовательские интерфейсы.
Кстати, уже далеко не первый год нажимаю паузу, делаю и разглядываю скриншоты интерфейсов, возникающих на экранах в кино — особенно если там что-то из настоящего времени, а не отдаленного будущего. Разглядываю на тему «а настоящий продукт или нет?», «думал ли дизайнер, когда рисовал или нет?». Так, в фильме с Томом Хэнксом увидел родной интерфейс продукта, который в настоящий момент перерабатываю. Видимо, потому что арендовать настоящий контейнеровоз оказалось дешевле, чем создавать декорации и 3D-модели.
Сознательно или нет, сценаристы и режиссеры объясняют нам, почему они там присутствуют.
Ведь даже при наличии сложных интерактивных систем — нейросетей, автопилотов, антропоморфных роботов — нам все равно потребуются средства диагностики, анализа и контроля этих систем, уж не говоря о средствах их разработки (что, в общем-то, те же анализ и контроль). И даже если эти системы и роботы будут создаваться другими системами, роботами, да хоть глобальным Скайнетом — всё равно нам нужен будет контроль за ними, пока мы считаем себя их властителями или пока мы не эволюционируем в что-то иное и с другими законами восприятия и взаимодействия. Как спрашивалось издревле, quis custodiet ipsos custodes?Кто будет следить за следящими?
В общем, без графиков, циферок и средств их ввода и изменения никак не обойтись, даже если это будет какой-то VR или любой иной интерфейс, построенный на переплетении каких-нибудь абстрактных цветастых линий и пятен.
* * *
Кстати, возвращаясь к критериям сериалов — поэтому же я совершенно не против спойлеров и даже люблю их. Если сюжет построен только на заманухе и саспенсе «а что будет дальше?», то лучше ну его к чёрту.