WPT 02. Как я пришел к яхтингу
Весь последний год я потратил уйму времени и усилий на получение нескольких документов, дающих право на управление маломерным парусно-моторным судном. На прошлой неделе я, наконец, получил на руки последние корочки — кстати, первым из всего потока обучающихся со мной — и приступил к следующему этапу — поиску яхты для приобретения. Впору порефлексировать, как я докатился до такого — и что меня ждёт далее.
Желание активно влезть в яхтинг появилась у меня примерно два года назад, когда, проработав какое-то время на моей текущей работе, связанной с большими судами, у меня стали пробуждаться приглушенные старые мечты.
WPT 00
Вообще, все это идет из дальнего детства. Когда мне было то ли 11, то ли 12 лет, я в районной библиотеке наткнулся на книжку «15 проектов судов для любительской постройки» и залпом прочитал ее раз, а потом два, а потом еще. Не знаю, что стукнуло тогда меня по голове, но читать про неведомые бимсы и стрингеры, методы замера плавучести и способы изготовления обшивки меня люто заинтересовало. Настолько, что я через «утерю» (и компенсацию какими-то глянцевыми детскими энциклопедиями) оставил книжку себе и уломал отца раздобыть мне фанеру, доску для транца, оцинкованные гвозди и рейки для набора — чтобы построить лодку для нашего крохотного дачного пруда.
Пару месяцев я строгал, пилил, колотил, шпаклевал, пропитывал олифой и красил на мансарде. В итоге получилось нечто примитивное, но все же похожее на лодку — плоскодонный «джонбот» длиной метра четыре и шириной, если не изменяет память, метр двадцать. Сие творение прослужило мне несколько сезонов, на нём можно было рыбачить, ходить вдвоём и даже прыгать с него. Надо сказать, вспоминая лодку теперь, я с гордостью думаю о том, что вода внутрь поступала только в первый день в объеме нескольких ложек даже на третий сезон.
Короче, с тех пор я успел переехать в Петербург, построить какую-никакую карьеру, ну и совсем забыть о тогдашнем желании своего девятиметрового катера (о парусах я тогда не думал). В 11 лет. Ну да.
WPT 01
Как я и говорил в начале, всё это проснулось вместе с моей текущей работой — когда у меня начались визиты на большие суда и особенно когда я побывал на морских испытаниях в Швеции — пару дней кружили на катере с нашей системой между островами в районе Гетеборга и я с завистью кусал себе губы, глядя на шведские дачные домики на островках, и у каждого островка было расположено по паре десятков парусных яхт.
Все это привело к тому, что я вступил в экипаж одной деревянной яхты, где получил удовольствие не только от походов, но и от сезонных работ. Эти работы разбудили мои воспоминания еще больше. Правда, учитывая что с 12 до 30 лет я почти не работал с деревом и плотницким инструментом, я постоянно чувствовал себя рукожопом. Это меня люто нервировало, особенно учитывая, что все мои ошибки комментировались и отмечались.
Тот же недостаток опыта я испытывал и во время походов, когда не вовремя реагировал на команды, тупил при их выполнении или перехлестывал шлаги на лебедке.
Впрочем, несмотря на стыд и ненависть к самому себе, это только усиливало мое желание вгрызться в яхтинг тем или иным способом.
К осени 17-го года я созрел, что самообучение и метод проб и ошибок в составе экипажа для меня не очень эффективны. Тут надо отметить, что по природе своей я тормоз люблю допирать до всего сам, а не просто выполняя чьи-либо приказы «делай так». Правда, это требует времени на осмысление вариантов и выбор наилучшего, ну и, конечно, совершения ошибок. К сожалению, когда ты просто матрос на яхте, думать некогда, а ошибки совершать нельзя.
Соответственно, было принято решение — надо идти учиться. И учиться серьезно, а не просто получить базовые знания «какую веревочку надо дергать». Поэтому были выбраны самые зубодробительные курсы, на которые я пошел с двумя коллегами.
Мне казалось, что это будет похоже на получение автомобильных права. Нихрена. Умножьте усилия на 5, а то и на 10 — и тогда вы примерно получите понимание, чего это стоило.
Вначале было полгода теории по 10 часов в неделю (не считая подготовки дома). Параллельно нужно было сдать кучу экзаменов – устройство судна, основы теории судна, управление судном, такелажное дело, правила плавания и связи в море, прокладка маршрутов на бумажных картах и так далее.
Далее был месяц практики (что весьма мало) и получение необходимого плавательного ценза (походы выходного дня и участие в регатах).
Но это все были цветочки. Учитывая развитие яхтинга в России (почти никакое), наступил черед похождений по министерствам и ведомствам со сдачей различных экзаменов — практических, теоретических, собеседований. Всё это сопровождалось кучей бюрократии — что совершенно не похоже на отлаженный массовый процесс получения автоправ.
Достаточно отметить, что за неполный год в сумме я сдал около 30 экзаменов в 5 различных местах.
В итоге к октябрю я, наконец, получил все необходимые мне заветные корочки — права ГИМС всех возможных категорий плавания и видов маломерных судов, кроме гидроцикла, а также минтрансовское свидетельство яхтенного рулевого спортивного парусного судна.
К сожалению, за исключением учебных походов и практики, из-за этого пришлось пожертвовать другими выходами в море, не считая отдельных покатушек на резиновой лодке с мотором, с печальным созерцанием парусов на горизонте.
WPT 02 и WPT 03
В общем-то, это весь путь на текущий момент. Казалось бы, теперь, этой осенью, можно было бы успокоиться и ждать следующего сезона и участвовать далее в экипаже.
Но нет, теперь у меня новая путевая точка в этом маршруте — я решил заняться поисками парусной яхты для покупки, чтобы все мои пока достаточно теоретические знания получили практическую основу. И чтобы я не оказался со своими желаниями у разбитого корыта. Но это совершенно отдельная история, которая, как мне кажется, уже полна удивительных событий, хотя я только начал заниматься поисками — думаю, стоит о ней поделиться уже в ближайшее время. Авось сможет помочь тем, кто захочет пойти аналогичным путём и не совершить мои ошибки.