18.04.2019 — IxD/UX/UI

Побыть пользователем и задаться вопросом «а сам то бы сделал так?»

Сегодня у меня стартанули трёхдневные курсы оператора ГМССБ (считайте, яхтенного радиста). В учебном центре занятия проводятся за системами, которые в своё время были сделаны на моей работе, поэтому у меня была очень редкая и приятная возможность побыть не просто в шкуре пользователя, а именно пользователем системы, которую я ранее знал только «изнутри».

И хотя система не является новой (и, само собой, руку к ней я не прикладывал), я насладился довольно продуманным опытом обучения в динамичной среде.

Фишка в том, что у каждого ученика стоит компьютер, на котором установлен имитатор судовой радиостанции (точнее, несколько). Все они управляются с рабочего места инструктора. При этом в дополнение к мыши и клавиатуре также вынесена телефонная трубка с тангентой. В процессе обучения ты взаимодействуешь с другим «судном» (другим учеником) через эту трубку. При этом тренажер создает помехи, искажает сигнал, можно использовать стандартный шумодав («сквэш») и т.п. И, ясен пень, разговаривать посредством этой трубы с другим собеседником — причём беседа ведется на английском (а у большинства учеников уровень очень даже так себе). То есть имитация реального обмена суперреалистичная, особенно если он сидит далеко и ты слышишь его только в трубе.

Добавляем к этому то, что обучение динамично, и ты должен не мучиться с изучением пользовательского интерфейса в процессе, а инструктор не должен замолкать на полуслове и зависать, выставляя упражнение. Интерфейс весьма подходит этому – начинаешь разбираться буквально в момент, не теряя времени и не отвлекаясь от лекционной части, которая совсем не про интерфейсы (и даже далеко не всегда про приборы). При том что сам интерфейс, вероятно, сделан в начале нулевых, и в те времена никакими юзабилистами и, прости господи, UX-дизайнерами в компании не пахло — прорабатывал его очень сильный эксперт в области морской подвижной связи, к сожалению, ныне покойный.

В общем, всё это я к тому, что хорошо выстроенный user experience — или user experience flow — это вовсе не обязательно выстраивание кнопочек в наилучшем порядке и виде. Зачастую самые удачные решения находятся совсем на стороне, вне «лучших практик» и современных тенденций, но на стыке пересечений гибкости компьютеров и удобства аппаратных средств взаимодействия. И чтобы эти решения разглядеть, нужно очень хорошо понимать предметку. И вовсе не обязательно быть UX-ером. Ну а то что стилистика старая — да какая разница вообще?

Вроде довольно очевидно. Но это сложно доносится при взаимодействии с теми же соискателями на вакансию — ибо часто выходит за пределы пользовательского опыта UX-дизайнеров с масс-маркета, занимающихся замкнутыми и чисто цифровыми системами. Да и не факт что я сам бы смог так продумать систему без посторонней помощи.

Такой вот камень в свой собственный огород. И это по-настоящему круто прочувствовать. Кажется, теперь мне «лишь» осталось набраться опыта с яхтой в этом, и пойти учиться на большого судоводителя в следующем году.

Комментарии (1)

  1. Ну, да. Из далека выглядит как импульс треккер. Жаль, нет более крупного изображения…

Добавить комментарий для Илья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.