03.06.2019 — Вода

Что за лодку я купил

Ну что же, расскажу теперь непосредственно про яхту, в том числе чтобы можно было понять, что можно приобрести по цене существенно дешевле новой Киа Рио. Цену я таки приводить не буду, ибо в нее еще входила комиссия, подготовка к спуску, перегон — уж простите, так она обошлась бы дешевле трехлетнего Рио. Но вдруг кто-то еще решится.

Общие моменты

Итак, это пластиковая лодка проекта Semona 30, выпущенная в 1976 году. Как говорит название, её общая длина 30 футов, то есть 9 метров. Максимальная ширина — 2.95 метра. Вооружение стандартное, бермудский шлюп. Модель относительно редкая, поэтому планы в интернете нашел в минимальном качестве:

Обводы корпуса приближены к классическим яхтам, когда длинный фальшкиль и корпус являются единым целым, то есть это не отдельно торчащие плавник и рулевое перо из относительно плоского корпуса.

Это делает лодку более медленной и менее поворотливой относительно современных яхт, однако это дает наилучшую защиту на мели, плюс делает её более комфортной на волне — например, для неё почти не применимо понятие слэмминга (шлепков-ударов голым днищем о воду при волнении). Также благодаря этому у нее довольно небольшая осадка – всего 1.25 метра.

Музей расцвета капитализма

Лодкой всю жизнь владела одна шведская семья — сейчас уже в преклонном возрасте. Поэтому, как обычно в таких случаях, мне вместе с лодкой отдали всё ее содержимое, накопившееся за годы эксплуатации, большая часть которого в очень хорошем состоянии.

Да что уж говорить, сама лодка, несмотря на возраст, в очень приличном состоянии, которое, на мой взгляд отражает дух эпохи, когда копроэкономика еще не поразила производство. По сути, это плавучий музей времён, когда маленькие и средние компании еще были способны быть независимыми — позже они либо банкротились, либо покупались более крупными концернами.

Оборудование из 70-ых и начала 80-ых годов сделано из железа и прочного пластика и работает как новое, металл, в том числе лебедок и ручек — не изношен. И, ох и странно это, ни одной надписи Made In China — только Швеция, Германия, Япония, Австралия.

И хотя многое и является морально устаревшим, для меня это верный признак, что мы семимильными шагами идём (да что уж говорить, пришли) куда-то не туда, когда маркетинг и броские фишки стали важнее надежности и эргономики, плюс совершенно нормально, что какой-нибудь купленный USB-переходник ломается уже при доставании из упаковки, а клавиатура у нового ноутбука за пару десятков процентов от цены яхты начинает терять клавиши уже через полгода. И ведь речь не о каком-то локальном процессе — речь о глобальных экономических сдвигах.

В яхте же всё работает либо требует незначительного ремонта. И, надеюсь, проработает еще кучу лет.

Двигатели и движители

У лодки есть стационарный дизельный мотор — Yanmar мощностью 8 лошадей, приводящий в движение обычный трехлопастный винт. Этого достаточно, чтобы толкать судно водоизмещением в три с половиной тонны со скоростью 5-7 узлов. Разумеется, это медленно по сравнению с катерами, но надо помнить, что у водоизмещающих судов (не глиссирующих катеров) есть теоретический предел скорости, определяемый длиной, и это вполне близко к нему.

Мотор из той же эпохи, простой как пять копеек, но (на мой дилетантский взгляд) очень надежный. Факт работы почти сутки при перегоне без каких-либо последствий и замечаний — вполне подтверждает это. Правда, любит он не просто хлеб, а хлеб с маслом — при холодном запуске нужно проверять уровень и подливать вкусняшку. Несмотря на нахождение в финских водах, беднягу ждёт импортозамещение — через неделю посмотрим, как он воспримет российское масло с привкусом лука.

Стаксель (передний парус) — с закруткой, а грот (задний) — с патент-рифом (то есть закручивается на горизонтальный гик). Как и всё остальное, очень типично для яхт, предназначенных для комфортных прогулок, а не гонок. Также как и другие старые шведские лодки, она недовооружена парусами — то есть площадь парусов достаточно небольшая для лодки таких габаритов, но плюс у этого, опять же, есть (для такого зеленого, как я) — вероятность порвать паруса низка, а крен будет относительно небольшим даже в сильный ветер.

Детали экстерьера

Снаружи всё достаточно типично для небольшой яхты. На корме расположен кокпит, в котором происходит управление судном.

Кокпит защищен от брызгов (в нормальных условиях) с помощью козырька — спрейхуда. Козырек уже износился, но в целом функционален, возможно через пару сезонов обновлю.

Рулевое перо управляется румпелем, а не штурвалом, то есть напрямую, без каких либо цепей или усилителей. Иногда тяжело.

Внизу располагается консоль двигателя и ручки для управления им — так называемая машинка газ-реверса. Одна ручка для управления передачей (вперед-нейтраль-назад), другая для газа. В современных лодках эти ручки объединены.

Навигационные приборы снаружи самые простые — шведский компас (судя по состоянию, переживёт атомную войну), простенький инклинометр (кренометр).

Внизу располагается индикатор лага, очень похожий на классические автомобильные спидометр с одометром. Правда, он отключен, к следующему сезону авось заморочусь.

Дедушка сделал специальную откидывающуюся изнутри полочку для крепления эхолокатора. Эхолокатор довольно примечательный —

Таких аналоговых ретроприборов я еще не видел — вместо экрана расположена круговая шкала, внутри которой крутится диск с лампочкой, и при совпадении её положения с глубиной (точнее, с положением объекта отражения эхосигнала), она загорается. То есть своеобразный стробоскоп. Всё рабочее, есть даже выставление тревоги малой глубины, которая звучит очень смешным аналоговым звуком. В общем, примечательная штуковина.

За кокпитом есть довольно просторный ахтерлюк, в котором хранятся якоря, шкоты и прочие «уличные» вещи. В нём же расположен танк для дизельного топлива.

Также на корме есть небольшая платформа-купальня для прыжков в воду (что приятно) и небольшой откидной трап. Трап, если напрячься, можно откинуть из воды, поэтому судьба героев фильма «Дрейф» не грозит. Да и яхта не так велика.

Ближе к носу всё стандартно — ванты, леера, релинг, форлюк из носовой каюты. Форлюк нифига не герметичный (и, что удивительно, и не был таковым), с этим надо бы заморочиться — при переходе через него забрызгало кровать. С другой стороны, когда я еще пойду в такой переход?

Интерьер

Внутреннее убранство, думаю, многим более интересно. Скажу прямо — на выбор именно этой яхты её интерьер повлиял очень сильно, ибо хотелось заполучить дачные функции (насколько возможно). И интерьер меня очень радует.

В большинстве яхт таких размеров интерьер салона представляет собой койки по бортам и раскладной стол посередине. Тут же это поинтереснее — с левого борта расположена «кухня» (газовая плита, раковины и стол для готовки с обилием ящиков), а справа — полноценный стол с очень удобными двухместными диванами (при необходимости всё это превращается в кровать на двоих).

Ближе к корме расположены два так называемых «гроба» — одноместные кровати под сидениями кокпита, чем-то напоминающие капсульные отели. Очень уютные, каждая с индивидуальным светильником. Длина приличная, я со своим ростом влажу без проблем и даже остается место.

Дальше в нос за переборкой расположены небольшой шкаф-гардероб и гальюн в отдельном помещении.

В гальюн зайти не легко, но внутри он достаточно просторный для такой маленькой лодки — я, опять же, влажу в него целиком и колени не упираются в стены. Поскольку сортир — первый и необходимый признак цивилизации, я очень доволен, на лодках размерами поменьше туалеты уже не умещают человека целиком, а значит и с приватностью бяда.

Ну и последнее помещение — небольшая каюта в форпике, представляющая собой треугольную кровать на двоих с полками и шкафчиком в носу. При умеренной качке спать там самый кайф, так как нос качает больше всего. Хотя, наверное, на любителя — чувствительные к морской болезни там не выживут.

Детали

Теперь о некоторых нюансах быта. В целом оснащению могли бы позавидовать некоторые съемные квартиры, на которых я бывал.

Газовая плита вполне полноценная — три конфорки и духовка. Как и надо, плита на кардане — чтобы в качку суп не улетел под ноги. Хотя смотря какая качка (там суп выйдет и из куда более глубоких желудков). Под плитой хранится разная утварь — пара кастрюль, чайник, сковородка и даже, гм, форма для выпекания шарлотки.

Справа от плиты — раковина, точнее две. Для каждой — кран. Из одного крана с помощью электропомпы течет забортная вода, из другого — с помощью помпы ножной — пресная из танка, расположенного в носу яхты. В общем, всё правильно для экономии пресной воды.

Далее кухонная столешница, под которой, как говорил, множество ящиков. Они полны посуды и принадлежностей — от вилок и бутылочных открывашек до сушилки для тарелок и набора мерных стаканов. Со своими съемными квартирами для меня это весьма изобильно.

Под входом в салон расположена старенькая автомагнитола Clarion и пара динамиков. Когда-то, наверное, была мажорной, но в следующем сезоне надеюсь поменять на что-нибудь новое, а пока ограничусь переходником.

Рядом висит очень приятный японский бинокль (еще один пункт вычеркнут из списка планируемых покупок).

Слева – УКВ-радио, но почему-то не морское, а гражданского диапазона (CB). Вероятно, так дедушка звал коллег на шнапс.

Под одним из сидений расположился даже небольшой холодильник, чего я совсем не ожидал. Он, конечно, жрёт энергию, но когда я заполучу солнечные панели и/или ветрогенератор, стану его использовать постоянно.

Фишки

Отдельного внимания стоят еще несколько вещей на яхте. Вместе с документами на судно мне досталось письмо — «дорогой новый владелец, пожалуйста, позаботьтесь о барометре, часах и, особенно, керосиновой лампе, которая была подарком семье от родителей [дедушки]». Я почти прослезился от умиления. Заботиться буду.

Рядом с лампой расположился какой-то тотем, которого дедушка привез из Америки. Была отдельная просьба оставить его на лодке — мол он никогда её не покидал с момента приобретения, своеобразный талисман. Пожалуй, так и поступлю, хоть я и не суеверный.

Перебирая вещи, нашел набор нераспечатанных салфеток с таким вот принтом:

Буду считать их тоже своеобразным посланием хозяина. Хотя какое хобби не является таковым?

* * *

В общем, пожалуй, и всё. Яхта требует незначительного ремонта, не влияющего на её безопасность и мореходность (не все светильники горят, немного – как почти на всех возрастных лодках — сочится вода из иллюминаторов во время дождя, занавески рассыпались от старости), а также хочется, разумеется, её поулучшать. Но это отдельные истории, которые я, вероятно, буду постить в отдельном блоге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.