10.06.2019 — Реальный мир

Физические сложности

Мне всегда были интересны сложные интерактивные системы и, в некотором роде, яхта интересна не только и не столько как объект для удовольствий — это еще один шаг по удовлетворению этого любопытства, когда хочется делать что-то «настоящее».

Опыт программирования еще много лет назад был отличным шагом в эту сторону, поскольку показывал, насколько непросто то, что кажется простым, когда мыслишь только на уровне проработки дизайна.

Шаг же из цифрового экрана наружу, в физические реалии ставит новые вызовы мне, сугубо «цифровому» человеку — плюс показывает, насколько сильны искажения восприятия от многолетней жизни внутри преимущественно прямоугольника с соотношением пропорций ширины к высоте как 16:9.

Цифровой мир весьма детерминирован, и, думаю, разница между «цифрой» и «аналогом» не так очевидна. Приведу примеры задач, которые я поставил сам себе на ближайший год:

  1. Полностью поменять электросистему яхты, от проводки до обеспечения автономного электроснабжения, от замены светильников на светодиодные до добавления новых потребителей с возможностью (преимущественно) круглосуточной эксплуатации без значимых рисков оказаться с разряженной батареей и текущим холодильником.
  2. Связано с предыдущим — вернуть все навигационные и коммуникационные приборы в рабочее состояние (лаг, эхосаундер) и добавить новые (ветроуказатель, датчик GPS, УКВ-радио, AIS-транспондер, еще, вероятно, сделать стационарную навигационную систему)
  3. Организовать на яхте систему водоосушения (как автоматическую, так и ручную), ибо, на удивление, она отсутствует полностью. Видимо, дедушка ходил не очень далеко и сухой корпус не требовал трат. Но что хорошо в тихой гавани, будет критично при более-менее дальних переходах. Safety first таки.
  4. Разобраться с вопросами регистрации судна под удобный флаг и сделать это.
  5. Сделать комфортнее посещение гальюна в условиях крена (между прочим, весьма важный вопрос!)

В принципе, каждый из этих вопросов сам по себе достаточно примитивный для людей, которые только этим занимаются. Но с позиций моих достаточно нулевых навыков, это совершенно другой подход.

Возьмем ту же электропроводку. Ну вот знаю я закон Ома и как считать сопротивление проводника в зависимости от длины и сечения. Цифровое мышление говорит — посчитай по формулам и получишь, какой кабель покупать для яхты в зависимости от мощности потребителя. «Аналоговое» же мышление (спасибо и интернету тоже) говорит — не забудь о вибрации и тряске, методах герметизации соединений, правильной изоляции кабелей под все эти агрессивные условия, а еще учитывай температуру, пиковые нагрузки, думай куда и как это прикрепить, как выводить на палубу чтобы не было подтеков внутрь, каким образом вообще залезть в некоторые места, сколько денег ты потратишь и как не потратить лишнее, займи позицию в вечном споре «выключатель массы на плюс или на минус», поразмышляй над выбором контроллера заряда, организуй необходимый ЗИП (запчасти, инструменты и принадлежности) на борту (где его, кстати, хранить в условиях ограниченного места?) — и так далее, и тому подобное.

То есть, иными словами, количество неопределенных на начальном этапе значений переменных — да и самих переменных тоже — оно весьма большое, плюс зачастую нет четких и однозначных ответов, как лучше поступить. Нет бинарности. Плюс Google тут работает весьма плохо, и получается, что для подключения в электросистему двух разъемов от солнечной батареи нужно вгрызться в довольно сложные системные вопросы и задачи, чтобы не упустить чего-либо и это не закончилось обесточиванием критичных узлов или даже пожаром (особенно при желании работы системы генерации энергии когда ты не на борту). Эх, зря я не ковырялся в мопеде летом в детстве.

А ведь это только один из пунктов, причём, по своей «физике», весьма примитивный.

С другой стороны, всё это адски интересно, ведь яхта как автономный объект — по сути, это целая подвижная экосистема, требующая массива знаний, навыков и решений — от навигации до гидрометеорологии, от упомянутой электрики до медицины и скорой помощи.

И, возможно, это позволит вырваться за рамки привычного «замка» цифровых мокапов и когнитивных нагрузок — то есть мыслить куда глубже в том числе и в профессиональных вопросах и возможностях. Может возникнуть логичный вопрос, как это связано — но об этом как-нибудь в другой раз.

Главное тут — не продалбываться и не бояться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.