Гамбург. Ноябрь 2019
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-72-1024x576.png)
На прошлой неделе был в командировке в Гамбурге. Я уже навещал его три года назад, когда ездил на выставку SMM 2016 (никакого отношения к соцсетям — самая крупная выставка морской промышленности в мире), но тогда возможностей прогуляться было маловато. В этот раз удалось наверстать упущенное.
Прибытие
Прилетели в понедельник, в три часа по местному времени. Погода такая же как и в Питере — небольшой плюс, 100%-ная облачность с туманом и моросящим дождём. Темнеет тут даже раньше, учитывая зимнее время — ноябрьское солнце заходит в 16:15, в 17:00 небо уже чёрное.
Кстати, мы сразу в аэропорту купили недельный проездной на все виды транспорта — включает даже водные трамвайчики. Он обошелся в 28 евро и окупил себя на 100%.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-22-1024x665.png)
При планировании командировки коллега предложил гостиницу в злачном районе Санкт-Паули, недалеко от Рипербана — мол в других местах или сильно дороже, или пусто, «the middle of nowhere». Я спорить не стал, норм, хотя посмеялся — это примерно как снять гостиницу на Думской или Рубинштейна.
Даже интерьер гостиницы был довольно нестандартный по раскраске, хотя потом я обратил внимание, что большая часть постояльцев — всё равно пожилые европейцы, как и в чинных дорогих отелях.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image.png)
Где бы пожрать?
Будние дни были заняты работой, поэтому до пятницы не было возможности погулять в светлое время. И вечера были больше про поиски местечек для ужинов.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-1-1024x686.png)
Сразу после чекина в понедельник пошли на набережную порта (Landungsbrücken), коллеги предложили навестить там рыбный ресторанчик. Но он оказался закрытым, поэтому ограничились стейком в каком-то другом месте. Но радость от посещения знакомых мест по дороге я испытал.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-3-1024x675.png)
На следующий день поехали в офис. Ничего особенного, разве что в Германии все еще можно курить в барах (не всех), а также в помещениях. У офиса, в частности, курилка была на террасе шестого этажа, чем мы и пользовались.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-4-1024x654.png)
После встречи мы сновы попытались зайти в рыбный ресторан и снова он был закрыт. В итоге пошли в бар/ресторан на плавучем маяке Das Feuerschiff LV 13, тоже в районе набережной.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-5-1024x666.png)
Экстерьер и интерьер довольно забавные, реальный плавучий маяк, который немного покачивало.
Особенно понравился кран для разлива пива. «Полный вперёд!» — воскликнул коллега. «Главное не до состояния, когда всё пойдёт назад» — отметил другой.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-7-1024x766.png)
Также писсуары стоят в небольших нишах между шпангоутами, что может помочь бухому гражданину навалиться на переборки и не упасть в процессе. Эргономика, как говорят на мебельных сайтах.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-8-1024x799.png)
Следующие два вечера мы провели похожим образом, но в том числе и в центре города, недалеко от озера Альстер (Außenalster). Надо сказать, там тоже хватало злачной жизни — великое множество сквотов, маленьких баров с орущей музыкой и подвыпившей молодежью, всё как всегда изрисовано граффити.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-9-1024x638.png)
Так что может Сан-Паули и оторванное место, но весь город сам по себе такой — ведь не просто так официально он зовётся «Вольный и ганзейский город Гамбург» (хотя Ганзейского союза нет уже 300 лет), да и все эти антиглобалистские погромы в нем устраиваются с завидной периодичностью — короче, не хухры-мухры.
Пятница. Пересечь Эльбу по воде и под водой
После трёх дней насыщенных встреч и обсуждений, мои коллеги улетели в пятницу, а я решил остаться еще на день, чтобы иметь возможность прогуляться по городу.
Проснувшись пораньше, я впервые увидел солнце за всю поездку, и пошел на набережную — в первую очередь, очень хотелось посетить Старый тоннель под Эльбой, вход в который я наблюдал много раз еще в прошлую поездку (по сути, жил у него), но не догадывался, что это такое.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-11-1024x684.png)
По дороге до входа в тоннель прогулялся по Риппербану и окрестностям. Утром он напоминает обычную улицу, всё закрыто — только бездомные спят на тротуарах.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-10-1024x678.png)
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-12-1024x648.png)
Тоннель был построен в 1907 году как реакция на растущий трафик на Эльбе и забастовки портовых служащих, которые были вынуждены часами ждать возможности добраться из Санкт-Паули до работы в порту, да еще и при переправе паромы периодически сталкивались с грузовыми судами. Технология строительства была специфической, во время строительство умерло несколько рабочих от кессонной болезни.
Тоннель снаружи чем-то напоминает газгольдер:
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-13-1024x654.png)
Подхожу к входу:
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-14-1024x768.png)
Спускаюсь на лифте. Лифт современный. Сквозь окна видно автомобильные лифты, но они сейчас закрыты, как я понял на реконструкцию. Впрочем, с открытием нового восьмиполосного тоннеля в 1975 году он потерял своё значение и является больше инженерным памятником.
Непосредственно тоннель с уклоном:
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-15-1024x684.png)
Стены украшены майоликами, чем-то напоминает старые станции питерского и московского метро.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-16-1024x625.png)
Расстояние небольшое, 420 метров, прохожу быстро. Выход на уровне выглядит так:
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-17-1024x674.png)
Вид наверх снизу:
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-18-1024x708.png)
Поднявшись, понимаю что оказался в порту — туризмом здесь и не пахнет. Но нашел дорожку до Эльбы, там хороший вид на город:
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-19-1024x662.png)
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-20-1024x650.png)
Нахожу паромную остановку, но расписание говорит, что до вечера ничего не будет.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-23-1024x631.png)
Обратно идти тем же маршрутом через тоннель не хочется, скучно. Решаю попробовать удачу на другой остановке, до которой полтора километра зигзагами через портовую промзону.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-21-1024x648.png)
Добираюсь до другой остановки. Там, среди складов и причалов стоят два театра на берегу. Интересный выбор места.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-24-1024x666.png)
Почти никого нет, но, к счастью, через 20 минут должен подойти речной трамвайчик. Ошиваюсь, созерцая другой берег.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-25-1024x666.png)
Трамвайчик прибывает вовремя, я спокоен. Дорога обратно занимает пару минут.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-26-1024x768.png)
Рикмер Рикмерс
Следующий пункт — посетить трехмачтовый барк Рикмер Рикмерс (Rickmer Rickmers), построенный в 1896 году. Назван он так основателем компании Рикмером Клазен Рикмерсом в честь внука по имени Вилли Рикмер Рикмерс. А мы тут над Сан Санычами смеёмся, ага-ага.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-27-1024x1024.png)
История у барка богатая, ходил он из Гамбурга в Азию, огибая Африку с юга. В 1958 году выигрывал Tall Ships’ Race. Теперь это судно-музей.
В общем, поднимаюсь на него, покупаю билет и начинаю бродить.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-28-1024x713.png)
Хотя ширина барка больше всей моей лодки, 12,20 против 9,10 метров, мне он всё равно кажется небольшим, как только я представляю ветра ревущих сороковых и неистовых пятидесятых широт. А я в Антарктиду собрался на 12 метровой посудине…
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-29-1024x712.png)
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-30-768x1024.png)
Погуляв по палубе, иду в кормовые каюты. Кают-компания:
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-31-1024x670.png)
Каюта капитана:
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-32-1024x768.png)
Далее спускаюсь вниз, в машинное отделение. В нём стоит дизельный двигатель 1930 года и резервная паровая машина (на фото внизу не влезла). Вот она, тройная надёжность — не хватает турбин и атомного реактора.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-33-1024x682.png)
Потом хожу в носовые трюмы и еще гуляю по палубе.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-34-1024x768.png)
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-35-768x1024.png)
Cap San Diego
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-36-1024x594.png)
Теперь в моих планах посетить нечто более внушительных размеров и более современное — сухогруз 1962 года постройки «Cap San Diego». Это тоже судно-музей, но действующее — раз в год оно катается по Эльбе. Соответственно, было любопытно поглядеть на него не только с позиций исторического интереса, но и как оно удовлетворяет современным требованиям.
Вообще, этого красавца времен «классических» железных судов я заметил еще в прошлый раз, но тоже не мог навестить, и люто проклинал себя. Поэтому, подходя к нему, сердце у меня уже стучало в восторге (либо нет, но батарейка часов села, могу говорить что угодно).
Не без проблем покупаю билет — в Германии до сих пор лютая беда с безналичными расчётами, Android/Apple Pay принимаются мало где. В итоге нахожу наличные, оказываюсь на борту.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-37-1024x683.png)
Начав осмотр, почти сразу оказываюсь в машинном отделении. Это, чёрт побери, впечатляюще.
Вид сверху — а внизу еще три полноценных яруса с двигателем.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-38-768x1024.png)
Спускаюсь ниже.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-39-1024x682.png)
Приборы
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-41-1024x682.png)
Еще ниже
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-42-1024x682.png)
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-43-1024x682.png)
Можно пройтись вдоль гребного вала.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-44-1024x682.png)
Дальше гуляю по надстройке.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-45-1024x682.png)
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-46-1024x682.png)
Иду по палубе к мостику.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-47-1024x682.png)
Сам мост. Напоминает немного портовый ледокол Крузенштерн, на котором я побывал пару лет назад.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-48-1024x682.png)
Сбоку стоят рабочие станции Furuno — ЭКНИС (картография) и две САРП (радары).
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-49-1024x682.png)
Теперь понятно, как судно удовлетворяет ряду современных требований к навигации — достаточно снять панели, защищающие от похотливых рук туристов и включить их. Так же отдельно станции стояли и на Крузенштерне, где тоже был традиционный мост.
Вид с моста:
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-51-1024x684.png)
А вот и штурманская, ныне потерявшая роль вместе с появлением электронной навигации. Видно огромный стол для бумажных карт:
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-50-1024x683.png)
Гуляю по палубе:
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-53-1024x683.png)
Спускаюсь в трюм — по ощущению, Рикмер Рикмерс влезет в Кэп Сан Диего туда влезет целиком, если снять мачты.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-52-1024x682.png)
Под конец добираюсь до кормы, где стоит рулевая машина.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-54-1024x682.png)
Довольный осмотром «Кэп Сан Диего» и собой ухожу. Теперь в моих планах навестить Гамбургский морской музей, до которого нужно еще дойти — пешком, разумеется.
Хафенсити
Дорога идёт через Хафенсити (HafenCity) — современный район Гамбурга, доминантой которого является Эльбская филармония (Elbphilharmonie).
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-56-1024x1024.png)
Но мне, конечно, интересны суда, а не архитектура. Хотя район весьма красивый и, подозреваю, весьма дорогой.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-55-1024x768.png)
Довольно интересное сочетание старых судов и новой застройки, напоминающей Скандинавию — даже кажется, что я в Хельсинки, если не считать столбов, напоминающих о почти трехметровых приливах.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-57-1024x692.png)
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-58-1024x614.png)
Морской музей Гамбурга
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-59-1024x588.png)
Наконец, добираюсь до музея, уже немного подуставший. Правда, какие-то товарищи просят пройти другой дорогой — снимается кино. Ноу проблем.
Место для музея (относительно нового) очень удачное, вызывает какие-то дальние ассоциации с Венецией, в которой я, впрочем, не был.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-60-1024x684.png)
Телефон мой уже не выдерживает количества фотографий и стремится сесть. Впрочем, фотографировать в музее смысла мало, там надо смотреть и наслаждаться.
Музей представляет собой 8 этажей, которые называют «палубами». Первая палуба, понятно, сервисная — гардеробы, кафе и т.п. Остальные уже являются выставками, причём каждая палуба посвящена какой-то отдельной теме — парусным судам, военным, торговому флоту, жизни моряков и так далее.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-61-1024x682.png)
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-62-1024x682.png)
В музее огромное количество макетов судов и их механизмов в невероятных размерах и с безумной детализацией.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-63-1024x682.png)
Могу точно сказать, что прохождение всех ярусов дает хорошую картину о ключевых событиях, явлениях, принципах и организации мореплавания — кроме моделей и артефактов с настоящих судов, там есть упрощенные модели секстантов, вращая которые можно понять принципы их работы, настоящие макеты корпусов судов, используемых в испытаниях, великое множество бортовых журналов, карт, документов портовых агентов и прочая-прочая-прочая.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-64-1024x682.png)
Отдельно меня позабавил раздел про «кейпхорнеров» — людей, прошедших мыс Горн под парусом с пояснением, как это сложно и картой крушений судов мыса Горн. Учитывая, что через пару месяцев меня примерно это и ждёт в тех местах, я в порыве слабоумия и отваги сделал фотографию карты, отметил кружком пункт отправления и отправил его родным и близким — пусть радуются.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-65-1024x860.png)
Нагулявшись, я понял что абсолютно перегрузился новыми ощущениями и физически вымотался. Довольно непривычно. Поэтому ярус с картинами я по сути пропустил — хотя обычно это мои любимые части морских музеев. Увы, пришлось ехать обратно в гостиницу.
Телефон мой сел, но английского и навыков немецкого хватило, чтобы найти станцию метро. Поужинав, я почти сразу вырубился.
Прогулка по Эльбе
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-67-1024x682.png)
В субботу я встал относительно рано. Впереди был вылет в четыре часа дня домой, поэтому я решил вернуться на набережные, чтобы прокатиться по Эльбе как турист — точь-в-точь как «прогулки по рекам и каналам Петербурга».
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-68-1024x682.png)
Я уже это делал в прошлую поездку и был исключительно доволен, поэтому выбрал похожий маршрут, проходящий не только по Эльбе, но и заходящий в торговый порт Гамбурга.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-66-1024x682.png)
Мои ожидания были превышены — в поездке были не только красивые виды на город и портовые сооружени, но еще и неожиданные близкие подходы — мы буквально залезли под нос 400-метрового контейнеровоза (ощущение мощи не передать словами), прошли почти вплотную к круизному лайнеру AIDAmar, была возможность поразглядывать современные немецкие военные фрегаты.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-69-1024x682.png)
Я настолько впечатлился, что сделал 24-минутное видео с этой поездкой. Если осилите за завтраком — думаю, ощущение от достаточно крупного порта и акватории Гамбурга хотя бы чуть-чуть передастся.
Назад домой
Закоченев (и простыв) на открытой верхней палубе, я в полном удовлетврении поехал в аэропорт. В нём меня ждал прощальный глоток свободы Вольного города Гамбург — курилка в аэропорту прямо у окон с видом на перроны с самолётами.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-70-768x1024.png)
Какой-то мужчина настойчиво пытался купить у меня сигарету, не слушая моих возражений о том что русские сигареты пока еще не так дороги. Но в итоге он сдался.
Через сорок минут я уже летел в Петербург.
![](https://9dots.ru/wp-content/uploads/2019/11/image-71-1024x683.png)
Конец. Традиционное спасибо тем, кто осилил.
Саня, привет!
Буду признателен, если будешь уведомлять меня о выходе своих свежих постов!
Держи пять