27.11.2019 — Вода, Поездки

Гамбург. Ноябрь 2019

На прошлой неделе был в командировке в Гамбурге. Я уже навещал его три года назад, когда ездил на выставку SMM 2016 (никакого отношения к соцсетям — самая крупная выставка морской промышленности в мире), но тогда возможностей прогуляться было маловато. В этот раз удалось наверстать упущенное.

Прибытие

Прилетели в понедельник, в три часа по местному времени. Погода такая же как и в Питере — небольшой плюс, 100%-ная облачность с туманом и моросящим дождём. Темнеет тут даже раньше, учитывая зимнее время — ноябрьское солнце заходит в 16:15, в 17:00 небо уже чёрное.

Кстати, мы сразу в аэропорту купили недельный проездной на все виды транспорта — включает даже водные трамвайчики. Он обошелся в 28 евро и окупил себя на 100%.

При планировании командировки коллега предложил гостиницу в злачном районе Санкт-Паули, недалеко от Рипербана — мол в других местах или сильно дороже, или пусто, «the middle of nowhere». Я спорить не стал, норм, хотя посмеялся — это примерно как снять гостиницу на Думской или Рубинштейна.

Даже интерьер гостиницы был довольно нестандартный по раскраске, хотя потом я обратил внимание, что большая часть постояльцев — всё равно пожилые европейцы, как и в чинных дорогих отелях.

Интерьер номера. То ли бордель, то ли скай-фай. Но ни то ни другое.

Где бы пожрать?

Будние дни были заняты работой, поэтому до пятницы не было возможности погулять в светлое время. И вечера были больше про поиски местечек для ужинов.

Вечерний Рипербан

Сразу после чекина в понедельник пошли на набережную порта (Landungsbrücken), коллеги предложили навестить там рыбный ресторанчик. Но он оказался закрытым, поэтому ограничились стейком в каком-то другом месте. Но радость от посещения знакомых мест по дороге я испытал.

Санкт-Паули Ландунгсбрюкен

На следующий день поехали в офис. Ничего особенного, разве что в Германии все еще можно курить в барах (не всех), а также в помещениях. У офиса, в частности, курилка была на террасе шестого этажа, чем мы и пользовались.

Вид с терассы курилки

После встречи мы сновы попытались зайти в рыбный ресторан и снова он был закрыт. В итоге пошли в бар/ресторан на плавучем маяке Das Feuerschiff LV 13, тоже в районе набережной.

Плавучий маяк и ресторан Das Feuerschiff LV 13

Экстерьер и интерьер довольно забавные, реальный плавучий маяк, который немного покачивало.

Особенно понравился кран для разлива пива. «Полный вперёд!» — воскликнул коллега. «Главное не до состояния, когда всё пойдёт назад» — отметил другой.

Full ahead!

Также писсуары стоят в небольших нишах между шпангоутами, что может помочь бухому гражданину навалиться на переборки и не упасть в процессе. Эргономика, как говорят на мебельных сайтах.

Следующие два вечера мы провели похожим образом, но в том числе и в центре города, недалеко от озера Альстер (Außenalster). Надо сказать, там тоже хватало злачной жизни — великое множество сквотов, маленьких баров с орущей музыкой и подвыпившей молодежью, всё как всегда изрисовано граффити.

То ли сквот, то ли клуб. Изнутри доносилось старое техно

Так что может Сан-Паули и оторванное место, но весь город сам по себе такой — ведь не просто так официально он зовётся «Вольный и ганзейский город Гамбург» (хотя Ганзейского союза нет уже 300 лет), да и все эти антиглобалистские погромы в нем устраиваются с завидной периодичностью — короче, не хухры-мухры.

Пятница. Пересечь Эльбу по воде и под водой

После трёх дней насыщенных встреч и обсуждений, мои коллеги улетели в пятницу, а я решил остаться еще на день, чтобы иметь возможность прогуляться по городу.

Проснувшись пораньше, я впервые увидел солнце за всю поездку, и пошел на набережную — в первую очередь, очень хотелось посетить Старый тоннель под Эльбой, вход в который я наблюдал много раз еще в прошлую поездку (по сути, жил у него), но не догадывался, что это такое.

Утренний Риппербан

По дороге до входа в тоннель прогулялся по Риппербану и окрестностям. Утром он напоминает обычную улицу, всё закрыто — только бездомные спят на тротуарах.

Уличные жильцы
Подходя к тоннелю

Тоннель был построен в 1907 году как реакция на растущий трафик на Эльбе и забастовки портовых служащих, которые были вынуждены часами ждать возможности добраться из Санкт-Паули до работы в порту, да еще и при переправе паромы периодически сталкивались с грузовыми судами. Технология строительства была специфической, во время строительство умерло несколько рабочих от кессонной болезни.

Тоннель снаружи чем-то напоминает газгольдер:

Портал тоннеля

Подхожу к входу:

Спускаюсь на лифте. Лифт современный. Сквозь окна видно автомобильные лифты, но они сейчас закрыты, как я понял на реконструкцию. Впрочем, с открытием нового восьмиполосного тоннеля в 1975 году он потерял своё значение и является больше инженерным памятником.

Спуск вниз

Непосредственно тоннель с уклоном:

Стены украшены майоликами, чем-то напоминает старые станции питерского и московского метро.

Майолики на стенах тоннеля

Расстояние небольшое, 420 метров, прохожу быстро. Выход на уровне выглядит так:

Лифт слева для пешеходов. Лифты с деревянными дверьми — автомобильные

Вид наверх снизу:

Поднявшись, понимаю что оказался в порту — туризмом здесь и не пахнет. Но нашел дорожку до Эльбы, там хороший вид на город:

Табличка, говорящая о том, что здесь была рабочая часть концентрационного лагеря Нойенгамме

Нахожу паромную остановку, но расписание говорит, что до вечера ничего не будет.

По дизайну, оформлению и состоянию напоминает автобусную остановку на трассе где-нибудь в глубинке Поволжья. И не только.

Обратно идти тем же маршрутом через тоннель не хочется, скучно. Решаю попробовать удачу на другой остановке, до которой полтора километра зигзагами через портовую промзону.

Добираюсь до другой остановки. Там, среди складов и причалов стоят два театра на берегу. Интересный выбор места.

Почти никого нет, но, к счастью, через 20 минут должен подойти речной трамвайчик. Ошиваюсь, созерцая другой берег.

Вид аккурат на Кэп Сан Диего, который я чуть позже посетил.

Трамвайчик прибывает вовремя, я спокоен. Дорога обратно занимает пару минут.

Рикмер Рикмерс

Следующий пункт — посетить трехмачтовый барк Рикмер Рикмерс (Rickmer Rickmers), построенный в 1896 году. Назван он так основателем компании Рикмером Клазен Рикмерсом в честь внука по имени Вилли Рикмер Рикмерс. А мы тут над Сан Санычами смеёмся, ага-ага.

Rickmer Rickmers в один из будних вечеров, когда я увидел его в первый раз

История у барка богатая, ходил он из Гамбурга в Азию, огибая Африку с юга. В 1958 году выигрывал Tall Ships’ Race. Теперь это судно-музей.

В общем, поднимаюсь на него, покупаю билет и начинаю бродить.

Грот-мачта

Хотя ширина барка больше всей моей лодки, 12,20 против 9,10 метров, мне он всё равно кажется небольшим, как только я представляю ветра ревущих сороковых и неистовых пятидесятых широт. А я в Антарктиду собрался на 12 метровой посудине…

Вид с кормы в нос

Погуляв по палубе, иду в кормовые каюты. Кают-компания:

Каюта капитана:

Далее спускаюсь вниз, в машинное отделение. В нём стоит дизельный двигатель 1930 года и резервная паровая машина (на фото внизу не влезла). Вот она, тройная надёжность — не хватает турбин и атомного реактора.

Дизель в машинном отделении. Дверь вдалеке высотой около полутора метров.

Потом хожу в носовые трюмы и еще гуляю по палубе.

Трюм. В нём очень холодно, как в погребе
Вид с носа в корму

Cap San Diego

Теперь в моих планах посетить нечто более внушительных размеров и более современное — сухогруз 1962 года постройки «Cap San Diego». Это тоже судно-музей, но действующее — раз в год оно катается по Эльбе. Соответственно, было любопытно поглядеть на него не только с позиций исторического интереса, но и как оно удовлетворяет современным требованиям.

Вообще, этого красавца времен «классических» железных судов я заметил еще в прошлый раз, но тоже не мог навестить, и люто проклинал себя. Поэтому, подходя к нему, сердце у меня уже стучало в восторге (либо нет, но батарейка часов села, могу говорить что угодно).

Не без проблем покупаю билет — в Германии до сих пор лютая беда с безналичными расчётами, Android/Apple Pay принимаются мало где. В итоге нахожу наличные, оказываюсь на борту.

Начав осмотр, почти сразу оказываюсь в машинном отделении. Это, чёрт побери, впечатляюще.

Вид сверху — а внизу еще три полноценных яруса с двигателем.

Видны «головы» цилиндров

Спускаюсь ниже.

Приборы

Еще ниже

Можно пройтись вдоль гребного вала.

Дальше гуляю по надстройке.

Иду по палубе к мостику.

Сам мост. Напоминает немного портовый ледокол Крузенштерн, на котором я побывал пару лет назад.

Сбоку стоят рабочие станции Furuno — ЭКНИС (картография) и две САРП (радары).

Теперь понятно, как судно удовлетворяет ряду современных требований к навигации — достаточно снять панели, защищающие от похотливых рук туристов и включить их. Так же отдельно станции стояли и на Крузенштерне, где тоже был традиционный мост.

Вид с моста:

А вот и штурманская, ныне потерявшая роль вместе с появлением электронной навигации. Видно огромный стол для бумажных карт:

Гуляю по палубе:

Спускаюсь в трюм — по ощущению, Рикмер Рикмерс влезет в Кэп Сан Диего туда влезет целиком, если снять мачты.

Под конец добираюсь до кормы, где стоит рулевая машина.

Довольный осмотром «Кэп Сан Диего» и собой ухожу. Теперь в моих планах навестить Гамбургский морской музей, до которого нужно еще дойти — пешком, разумеется.

Хафенсити

Дорога идёт через Хафенсити (HafenCity) — современный район Гамбурга, доминантой которого является Эльбская филармония (Elbphilharmonie).

Но мне, конечно, интересны суда, а не архитектура. Хотя район весьма красивый и, подозреваю, весьма дорогой.

Довольно интересное сочетание старых судов и новой застройки, напоминающей Скандинавию — даже кажется, что я в Хельсинки, если не считать столбов, напоминающих о почти трехметровых приливах.

Морской музей Гамбурга

Наконец, добираюсь до музея, уже немного подуставший. Правда, какие-то товарищи просят пройти другой дорогой — снимается кино. Ноу проблем.

Место для музея (относительно нового) очень удачное, вызывает какие-то дальние ассоциации с Венецией, в которой я, впрочем, не был.

Телефон мой уже не выдерживает количества фотографий и стремится сесть. Впрочем, фотографировать в музее смысла мало, там надо смотреть и наслаждаться.

Музей представляет собой 8 этажей, которые называют «палубами». Первая палуба, понятно, сервисная — гардеробы, кафе и т.п. Остальные уже являются выставками, причём каждая палуба посвящена какой-то отдельной теме — парусным судам, военным, торговому флоту, жизни моряков и так далее.

Макет двигателя. На заднем плане реальная тестовая модель корпуса для обсчётов обтекаемости в бассейне.
Модель теплохода Михаил Лермонтов, затонувшего в 1986 году

В музее огромное количество макетов судов и их механизмов в невероятных размерах и с безумной детализацией.

Могу точно сказать, что прохождение всех ярусов дает хорошую картину о ключевых событиях, явлениях, принципах и организации мореплавания — кроме моделей и артефактов с настоящих судов, там есть упрощенные модели секстантов, вращая которые можно понять принципы их работы, настоящие макеты корпусов судов, используемых в испытаниях, великое множество бортовых журналов, карт, документов портовых агентов и прочая-прочая-прочая.

Пример старого бортового журнала (логбука)

Отдельно меня позабавил раздел про «кейпхорнеров» — людей, прошедших мыс Горн под парусом с пояснением, как это сложно и картой крушений судов мыса Горн. Учитывая, что через пару месяцев меня примерно это и ждёт в тех местах, я в порыве слабоумия и отваги сделал фотографию карты, отметил кружком пункт отправления и отправил его родным и близким — пусть радуются.

Нагулявшись, я понял что абсолютно перегрузился новыми ощущениями и физически вымотался. Довольно непривычно. Поэтому ярус с картинами я по сути пропустил — хотя обычно это мои любимые части морских музеев. Увы, пришлось ехать обратно в гостиницу.

Телефон мой сел, но английского и навыков немецкого хватило, чтобы найти станцию метро. Поужинав, я почти сразу вырубился.

Прогулка по Эльбе

В субботу я встал относительно рано. Впереди был вылет в четыре часа дня домой, поэтому я решил вернуться на набережные, чтобы прокатиться по Эльбе как турист — точь-в-точь как «прогулки по рекам и каналам Петербурга».

Я уже это делал в прошлую поездку и был исключительно доволен, поэтому выбрал похожий маршрут, проходящий не только по Эльбе, но и заходящий в торговый порт Гамбурга.

Мои ожидания были превышены — в поездке были не только красивые виды на город и портовые сооружени, но еще и неожиданные близкие подходы — мы буквально залезли под нос 400-метрового контейнеровоза (ощущение мощи не передать словами), прошли почти вплотную к круизному лайнеру AIDAmar, была возможность поразглядывать современные немецкие военные фрегаты.

Я настолько впечатлился, что сделал 24-минутное видео с этой поездкой. Если осилите за завтраком — думаю, ощущение от достаточно крупного порта и акватории Гамбурга хотя бы чуть-чуть передастся.

Назад домой

Закоченев (и простыв) на открытой верхней палубе, я в полном удовлетврении поехал в аэропорт. В нём меня ждал прощальный глоток свободы Вольного города Гамбург — курилка в аэропорту прямо у окон с видом на перроны с самолётами.

Какой-то мужчина настойчиво пытался купить у меня сигарету, не слушая моих возражений о том что русские сигареты пока еще не так дороги. Но в итоге он сдался.

Через сорок минут я уже летел в Петербург.

Конец. Традиционное спасибо тем, кто осилил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.