Атлас океанов: памятник доцифрового инфодизайна
На Новый год жена вручила мне большую и тяжеленную запечатанную картонную коробку. Еле уместив её на коленях, я стал канцелярским ножом вспарывать обёрточный пластик, шутливо высказывая предположения — «УКВ-станция? Квадрокоптер? Хотя не, может гелевые аккумуляторы на яхту?» Я очень плохо понимал, что же может весить столько.
Открыв коробку, внутри оказалось еще три запечатанных упаковки. Разобравшись с одной из них, и, увидев корешок большой книги, у меня ёкнуло от радости — это были три тома Атласа Океанов, выпущенных между 70-м и 80-м годами Управлением океанографии Министерства обороны СССР, о которых я узнал еще пару лет назад и был сильно поражен их уровнем и масштабом, с призмы своих профессиональных деформаций.
В этом посте я хотел бы поделиться своими впечатлениями от Атласа и объяснить, почему я считаю это настоящим культурным памятником (если не феноменом) информационного дизайна.
Обзор Атласа
Тома атласа выпускались Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны на стыке двух эпох. Первые три тома выпускались в СССР, в доцифровую эпоху, четвертый готовился на закате Союза, пятый и шестой делались уже в РФ, цифровыми методами.
Мне были интересны именно первые тома, поскольку в них отражен, по сути, ручной труд десятков институтов и сотен человек. Они посвящены океанам — Тихому, Атлантическому и Индийскому, Северному Ледовитому.
Каждый том представляет собой прямоугольник весом несколько килограмм (три моих тома вместе весят 13 кг), со сторонами 36 на 47 сантиметров и толщиной около 4 сантиметров. Вот фотография с моим ноутбуком для масштаба, хотя, на мой взгляд, это не передаёт ощущения.
В томах описаны география, история открытий, дно океана, климат, гидрохимия, флора и фауна, а также некоторые справочные сведения для навигации — общие планы портов, сведения о восходе и заходе солнца и так далее.
В основном атлас содержит картографию с различной информацией, нанесенной поверх (то, что на работе мы называем оверлеями). Но также в нём есть графики, иллюстрации.
В конце тома расположен большой предметный указатель.
Для удобства использования, условные обозначения продублированы на отдельном листе — чтобы неопытные пользователи могли положить его рядом с изучаемой картой.
Оформление атласа выполнено в традиционной для отечественной картографии стилистике, сложившейся к концу шестидесятых годов, и во многом, по ощущению, отразившей черты сталинского ампира, то есть почти не подверженной влиянию более поздних течений полиграфического дизайна, типа швейцарской типографики.
Вводные сообщения набраны Бинниковской антиквой, для картографии используются стандартные картографические шрифты, а заголовки, кажется, набраны гарнитурой газеты «Известия».
Почему это выдающийся феномен
Я могу назвать много причин, почему я испытываю восторг от возможности прикоснуться к атласу.
Одна из них связана с моей давней любовью к утилитарному дизайну — дизайну, который служит не маркетинговым, а практическим целям. По большему счёту это «обычный» справочник для практических задач, о чём говорится в вводных страницах:
Некоторые мои взрослые коллеги из бывших судоводителей подтвердили, что использовали его при обучении и на практике. Да и реакция была соответствующей:
— Смотрите, какие крутые штуки я заполучил!
— А, это. Недавно на Авито пульнул свои за пять тыщ.
При этом я могу оценить оформление, внимание к деталям, как очень высокого уровня, в рамках существовавшей традиции и технологии. Это можно видеть и по изменениям, сложившимся в более поздних изданиях — с появлением цифровой печати, человеческое внимание к типографике, выравниванию строк, логике расположения материалов на страницах, качеству иллюстраций и так далее стремительно деградировало.
Иными словами, без какого-либо маркетингового назначения, эти справочники выполнены на безусловно высоком уровне именно дизайна. Конечно, он не дотягивает до некоторых примеров из книжек Тафти, но надо понимать, что многие примеры как раз таки делались с целью произвести впечатление на пользователей, а не донести разницу температуры воды и воздуха в конкретном месте.
Тем удивительнее — и это вторая причина — что всё это делалось в доцифровую эпоху. Два источника — литература той эпохи и коллега, работавшая в этой отрасли в те времена — подтвердили, что по сути всё содержимое атласа — это определенным образом обработанные рисунки карт на листах ватмана, приклеенных к алюминиевым основам, которые рисовали картографы (чаще всего женщины) тех времен посредством туши и, фактически, акварели (отмывок), с цветоделением с помощью фильтров, ретушью и ручным добавлением литер нужной гарнитуры. Все изолинии, контуры, псевдотрехмерные горы — всё это не результат конвертации геоданных с координатами, полученных с океанографических судов, а ручной труд.
В общем-то это объясняет качество труда — бездушной машине всё равно, как расположены заголовки морей и океанов друг относительно друга, и есть ли нестыковки между данными в одной области и другой. Современный оператор может это пропустить, ибо он уже не несет полностью ответственность за результат, да и его задача контролировать процесс, а не уметь рисовать ровные и красивые линии (что уже подразумевает наличие художественных навыков).
И третья причина — учитывая объемы, всё это было безумно дорого, и такая комбинация утилитарности и эстетики, инжиниринга и ручного труда возможны были только при огромных военных бюджетах, которые могли позволить потратить уйму денег не только на атомные бомбы, но и на такие, в общем-то побочные продукты, создание которых никак не могло окупиться.
Прикинув цену тома атласа, среднюю зарплату в те времена и сейчас, я получил очень приблизительную оценку, что один атлас обходился в 8 000 рублей в текущих ценах. Но это никак не могло окупить такие трудозатраты.
Сомневаюсь, что в обозримой перспективе нас ждёт что-то такого уровня сложности и такого объёма — это слишком нереально и нецелесообразно во времена эджайла и скоростной разработки приложений (RAD).
И тут на передний план выходит новая причина. Если поглядеть на редакционный состав — а это сплошь военные адмиралы, капитаны и научные работники — невольно начинаешь сравнивать их с текущими стейкхолдерами масштабных проектов. И это вызывает снова удивление, что с руководством, в общем-то далеким от эстетических ценностей, удалось издать такой огромный труд.
Вместо итогов
Надо сказать, если воспринимать опять же с позиций истории и современного дизайна, Атлас океанов получился очень консервативным, а также избыточным относительно своих задач. Но он и не был задачей дизайна, да и сомневаюсь, что вопросы инфодизайна, пользовательского опыта и тому подобные (как бы они не назывались в те времена) явно ставились — просто решались проектные задачи на том уровне и нормах, которые были общепринятыми в те времена в конкретной отрасли, а других способов в общем-то и не было.
Хотя отдельный лист условных обозначений и вставленная бумажка с найденными очепятками (обратите внимание на их содержимое) и показывают, что по факту внимание было куда большее, чем в современных изданиях книг по тому же юзабилити, выполненных на дешевой газетной бумаге с типовыми стилями издательства.
Как только пришла цифра, как только снизились бюджеты, пропали фоновые идейные и художественные составляющие (удивительно, но в Атласе нет характерных вводных о роли партии в строительстве коммунизма, что подтверждает его информационно-справочную природу) — результат немедленно испортился, что видно в последних томах.
Поэтому я сильно сомневаюсь, что результат был связан с какими-либо высшими ценностями, гуманистической любовью или прочими ностальгическими интонациямии по «великому светлому прошлому». Просто в конкретную эпоху, в конкретной стране с конкретными особенностями плановой экономики, с огромными оборонными бюджетами (которых в результате не доставалось куда более простым вещам), с определенными отраслевыми нормами и культурой ручного труда — стало возможным сделать очень яркий и достойный труд, который вполне является памятником той эпохи.
Труд, который оказался «выбросом» в позитивную сторону стандартного статистического распределения — не отменяя многих других, расположенных посередине или в отрицательной зоне.
Тем он и прекрасен.
Скачать оцифрованные версии Атласа можно с сайта МО РФ.