23.02.2020 — Поездки

Неантарктида. Часть 1. «До»

Начинаю серию постов о недавней своей поездке, в которой предполагалось пройти под парусом через пролив Дрейка — от Ушуаи (Огненная Земля, Аргентина) до Южных Шетландских островов (Антарктида). Это был колоссальный опыт, хотя до пункта назначения мы и не добрались из-за технической неисправности и ограничений расписания.

Несколько записей будут в стиле моих трип-репортов, а еще парочку я посвящу отдельно выводам по техническим и психологическим аспектам.

В этой наименее иллюстрированной части — как всё начиналось и ожидалось, дабы в последующих записях было понятно развитие истории.

Море зовёт

Осенью 2019 года я в последний раз за сезон ехал на свою лодку. Через неделю мне предстояло сдать паспорт на визу, далее ожидалась командировка, и я понимал, что до следующего лета паруса я больше не увижу. Правда, уже сейчас я могу отметить, что отсутствие снега в февральском Петербурге не раз вызывало реплики «Нахрена я машину переобул? — А нахрена я яхту поднял?»

Но по дороге до Выборга в фоновых мыслях маячило объявление, увиденное в Фейсбуке. Там говорилось о наборе сменных экипажей на переход одной российской яхты от Франции до полярной станции Беллинсгаузен, расположенной на Южных Шетландских островах. Всё это привязывалось к 200-летию открытия Антарктиды экспедицией под руководством российских мореплавателей Беллинсгаузена и Лазарева.

Объявление я видел давно, но переходы вдоль материков или через Атлантику мне были не очень интересны, а финальный этап до Антарктиды (проходя, на минутку, недалеко от мыса Горн, то есть Гималаев яхтинга) казался мне слишком сложным для моей неопытной персоны — ибо как умение рисовать мокапы в Фигме не делает человека дизайнером, так и владение яхтой не делает меня яхтсменом. Я даже не рассчитывал, что пройду собеседование.

Но грусть от завершения сезона взяла своё и, как обычно бывает в таких случаях, появилась мысля «А может всё-таки попробовать?» (на самом деле там было чуть длиннее и куда менее цензурно, но я же тут литературным языком стараюсь писать).

Поворот, обочина, остановка. Набор указанного в объявлении номера.

Приветливая женщина задает несколько вопросов, говорит что свободные места на последний переход ещё имеются и предлагает набрать капитану яхты, дабы прособеседоваться.

Звоню капитану, рассказываю про свой крохотный опыт, страхи и сомнения, работу с навигационными системами. Впрочем, также говорю что осознаю сложность перехода и готов блевать и страдать. Уже проехав Выборг, получаю звонок — моя кандидатура одобрена.

Несколько удивившись этому, вспоминаю, как в своё время несколько капитанов отговаривали меня — «Саша, совсем рехнулся? Никогда и ни за что не покупай яхту, у тебя вечно будут проблемы с поиском экипажа». Соответственно, либо там уже полный экипаж крутых яхтсменов, либо совсем плохо с людьми. В итоге на одобрение отвечаю, что теперь мне надо договориться с начальством, и если оно меня отпустит, то я вписываюсь.

Последующая дорога до яхты по шоссе Финляндии проходит в эмоциональном состоянии «Аааа! Что я задумал, я буду блевать на другой стороне планеты!» (таки напомню о моих стараниях писать литературно). Радостно делюсь этими стремительно овеществляющимися планами с женой и матушкой, добавляя им эмоций на ближайшие полгода, правда несколько иной полярности. В частности, матушка задумчиво заявляет, что этот мой яхтинг – хуже алкоголизма иных родственников.

На следующей неделе, приехав на работу, иду к своему начальнику и делюсь с ним идеей. На удивление, ответ звучит такой — «Я бы на вашем месте, Александр, уволился, если бы мне запретили». Получив такое благословение на месячный отпуск, я звоню организаторам. Решение принято.

На чём, куда и зачем

Перед тем, как переходить к дальнейшему описанию, стоит, пожалуй, раскрыть ожидания от столь удивительной (особенно для семейного бюджета) поездки.

Движение планировалось осуществить на яхте Xanadu проекта Downeaster 38, 1976 года постройки, длина 38 футов (11,6 метров), осадка 1,5 м, парусное вооружение типа «кэч» (две мачты), водоизмещение 10 тонн, корпус с классическим длинным килем. Это обещало низкую скорость, но прекрасную остойчивость и легкость сопротивления волнам, включая боковые. То есть то, что надо для такого перехода. Для понимания — яхта хотя и длиннее моей на «всего» два с половиной метра и шире на 66 сантиметров, обладает водоизмещением почти в три раза больше — и большая часть этой массы ушла в прочность корпуса, палубы и надстройки.

К сожалению, сделать нормальную фотографию со стороны не было возможности, поэтому ограничусь снимком из Ушуаи, сделанным в конце путешествия. Xanadu посередине:

Как и говорил выше, маршрут предполагался от самого южного города Земли Ушуая до Южных Шетландских островов и обратно. Небольшая часть проходит через канал Бигль, между Аргентиной и Чили, далее пересечение пролива Дрейка, а там остаётся обогнуть остров Кинг-Джордж (он же Ватерлоо для русских мореплавателей и Остров 25 мая для аргентинцев) и, зайдя в гавань, встать на якорную стоянку у российской полярной станции Беллинсгаузен.

Предполагаемый переход

Таким же маршрутом идут большая часть коммерческих яхт и круизных лайнеров, научных судов и судов снабжения, направляющихся в Антарктиду. Конечно, это не континентальная Антарктида (до нее около 100 миль), но относится к ней. Из-за погодных условий, удобного расположения и других факторов на этом острове находится множество полярных станций других стран — Аргентины, Бразилии, Китая и т.д.

Теперь о моих целях.

Разумеется, побывать там и увидеть пингвинов само по себе было бы интересным, но для меня это больше на уровне «поставить галочку и словить лайков в Инстаграме». Куда более важным было получить мне, дилетанту, реальный опыт перехода в тяжелых условиях на яхте — понять, что такое шторма, сильный ветер, низкие температуры, как люди выживают и действуют в таких ситуациях и выходят из них.

Конечно, это была и определенная проверка себя — как я восприму длительное нахождение вдали от берега в столь некомфортных условиях и с незнакомыми людьми, как буду себя вести и справляться с этим. Плох солдат, не мечтающий стать генералом и плох яхтсмен, не мечтающий об одиночной кругосветке — но где здесь истина, а где наивные фантазии?

Побывать на другой стороне Земли, посмотреть как там живут люди, а может еще и пообщаться с ними — это тоже вызывало интерес, ибо хоть я уже и был в западном полушарии в Ванкувере, все же это было не так уж далеко, а еще слишком цивилизованно и недолго.

Ну и, наконец, было интересно проверить на суровой практике наш яхтинговый софт, чтобы набраться идей для его дальнейшего развития.

Выжидательная позиция

Последующие полгода проходят в некоторой подготовке (покупка билетов, снаряжения, техники и т.п.) и, в большей степени, в предвкушении перехода. Тут были и радостные ожидания, и ожидания параноидальные.

На работе я раздобыл картографию районов плавания, установил её на все устройства (как же не оценить собственные продукты в роли реального пользователя в тех условиях, которые я «чувственно» не знал). Также купил спутниковый коммуникатор, павер-банки, да даже компактную солнечную панель для их подзарядки — кто знает, что там произойдёт, лишним не будет.

По полученному списку и опросив других яхтсменов, я в течение декабря и январских праздников раздобыл экипировку. Учитывая схожие с обещанными условиями (сильный ветер и +4ºC), испытал её на общей лоджии своей новостройки. А где ещё то при зеленой траве?

В силу отсутствия опыта, в фоне также кружили фантазии на тему, что будет, если яхту накроет обрушивающаяся волна, а если будет ветер больше 40 узлов, а если я выпаду за борт, а если кто-нибудь выпадет за борт, а если заболят зубы или случится аппендицит, и прочие многочисленные увлекательные сценарии. Чтобы направить это в рациональное русло, я читал книжки про штормование, мемуары яхтсменов и так далее. Впрочем, толку то…

Также зная особенности яхтинга, где многое зависит от капризов стихии, билеты на самолёт я взял с довольно большим запасом относительно озвученных организаторами дат — примерно на полторы недели больше. Также я довольно внимательно следил за движением яхты от французских берегов с другими экипажами, как она следует расписанию и в каких погодных условиях оказывается.

Ещё у меня была разумная, как мне казалось, гипотеза, что учитывая разнообразие и продолжительность переходов от Франции до Огненной Земли, то всё, что может сломаться на яхте — успеет сломаться и успеет быть починенным к столь критичному переходу в диких и суровых условиях Приантарктики. А значит к моменту его начала можно будет более менее уверенным в состоянии судна и расписании.

Как же я ошибся — но об этом ниже.

Наилучшие планы

Когда оставалось всего несколько дней до вылета и жена стала заметно грустить, а трек яхты стабильно двигался уже вдоль Аргентинских берегов, я уточнил планируемые даты нашего перехода. Предположив (см. гипотезу выше), что всё будет замечательно и зря я так перестраховался с датами, предложил жене провести нормальный совместный «летний отпуск на юге у моря», ибо с этим моим яхтингом и яхтовладением ей приходилось не сладко прошлым северным летом, да и в ближайшие годы вряд ли что-то изменится.

Иными словами, я предложил приехать к моменту моего планируемого прибытия в Ушуаю (куда уж южнее то!). Да и ведь разгар лета в нижнем полушарии — климатические данные обещали аж интервал от +12 до +15 градусов Цельсия. Ну не мечта ли?

Жена, разумеется, эту идею радостно поддержала — когда еще будет возможность потратить (да-да, опять литературный стиль — больше я не буду о нём напоминать) столько денег на одни только авиабилеты.

Сказано — сделано. С чувством «всё идёт по плану» дополнительные билеты куплены, а гостиница — забронирована.

Нестыковочки и желания

Ровно через два дня спутниковый трек яхты странным образом разворачивается назад и очень скоро приходит сообщение, что на яхте поломалась муфта, соединяющая двигатель с гребным валом. В итоге судно вместе с экипажем, который мы должны были сменить в Ушуае, прибыло в небольшой рыбацкий городок Пуэрто-Десеадо. Запчасти ищутся, ремонт планируется. И в качестве вывода — до Ушуаи экипаж дойти не успеет, капитан скоро останется один, а, значит, новая команда должна прибыть не в Ушуаю, а в этот самый Порт Желанья (так переводится название городка с испанского).

Вот такие нестыковки — двигателя с валом, ожиданий с фактом.

Глядя на карту, я понимаю, что расстояние между Ушуаей и Десеадо только по прямой — 800 километров. Как раз на них можно было бы задействовать мою резервную неделю, которую я вот только-только перенаправил на семейный отдых. А ведь билеты что мои, что жены — самые дешевые, а значит и невозвратные. Да и у всех остальных участников команды тоже, причём у них на куда более ранние даты, в отличие от меня.

По группам и личным перепискам Вотсапа пошли зловещие вопросы «Что делать?». Но итог один — прибывать в Десеадо, других вариантов нет.

Попереписываясь с сервисом по продаже авиабилетов и заплатив определенную дополнительную сумму, я меняю один из сегментов полёта — вместо перелёта из Буэнос-Айреса до Ушуаи я лечу в город Ривадавиа, откуда на автобусе пару сотен километров я еду в Пуэрто-Десеадо по прериям Патагонии. Надо сказать, вне контекста яхтинга, не самая плохая рокировка.

К сожалению, тогда в спешке никто не догадался почитать про порт отбытия даже на Википедии. А ведь там написано (и я перепроверил), что когда Фернан Магеллан совершал первую кругосветку, он зашел в гавань, где теперь расположен Пуэрто-Десеадо, чтобы укрыться и восстановиться от шторма. Назвал он её «Bahía de los Trabajos Forzosos», то есть «Бухта вынужденных работ». Это было бы весьма забавным знаком на предстоящее плавание. Но тогда главным желанием было попасть в Желанный порт.

16 января я взял отгул и стал собирать вещи. Это был один из редких перелётов, когда мне пришлось взять багажный чемодан на колёсиках (будь он проклят!) — сапоги, непромоканцы и кучу теплых вещей пришлось упихивать в него.

Из оборудования я к стандартному набору техники для поездок взял АИС-ресивер, спутниковый коммуникатор, солнечную панель на всякий случай. Набор выглядел примерно так (кошка, как обычно, исполнила роль масштабной линейки):

17 января настал день Икс. Погрузив барахло в багажник, я поехал в аэропорт. Путешествие началось.

Продолжение: Часть 2, как я добирался до Пуэрто-Десеадо

Комментарии (1)

  1. Интересненько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.