Побыть пользователем и задаться вопросом «а сам то бы сделал так?»
Сегодня у меня стартанули трёхдневные курсы оператора ГМССБ (считайте, яхтенного радиста). В учебном центре занятия проводятся за системами, которые в своё время были сделаны на моей работе, поэтому у меня была очень редкая и приятная возможность побыть не просто в шкуре пользователя, а именно пользователем системы, которую я ранее знал только «изнутри».
И хотя система не является новой (и, само собой, руку к ней я не прикладывал), я насладился довольно продуманным опытом обучения в динамичной среде.
Фишка в том, что у каждого ученика стоит компьютер, на котором установлен имитатор судовой радиостанции (точнее, несколько). Все они управляются с рабочего места инструктора. При этом в дополнение к мыши и клавиатуре также вынесена телефонная трубка с тангентой. В процессе обучения ты взаимодействуешь с другим «судном» (другим учеником) через эту трубку. При этом тренажер создает помехи, искажает сигнал, можно использовать стандартный шумодав («сквэш») и т.п. И, ясен пень, разговаривать посредством этой трубы с другим собеседником — причём беседа ведется на английском (а у большинства учеников уровень очень даже так себе). То есть имитация реального обмена суперреалистичная, особенно если он сидит далеко и ты слышишь его только в трубе.
Добавляем к этому то, что обучение динамично, и ты должен не мучиться с изучением пользовательского интерфейса в процессе, а инструктор не должен замолкать на полуслове и зависать, выставляя упражнение. Интерфейс весьма подходит этому – начинаешь разбираться буквально в момент, не теряя времени и не отвлекаясь от лекционной части, которая совсем не про интерфейсы (и даже далеко не всегда про приборы). При том что сам интерфейс, вероятно, сделан в начале нулевых, и в те времена никакими юзабилистами и, прости господи, UX-дизайнерами в компании не пахло — прорабатывал его очень сильный эксперт в области морской подвижной связи, к сожалению, ныне покойный.
В общем, всё это я к тому, что хорошо выстроенный user experience — или user experience flow — это вовсе не обязательно выстраивание кнопочек в наилучшем порядке и виде. Зачастую самые удачные решения находятся совсем на стороне, вне «лучших практик» и современных тенденций, но на стыке пересечений гибкости компьютеров и удобства аппаратных средств взаимодействия. И чтобы эти решения разглядеть, нужно очень хорошо понимать предметку. И вовсе не обязательно быть UX-ером. Ну а то что стилистика старая — да какая разница вообще?
Вроде довольно очевидно. Но это сложно доносится при взаимодействии с теми же соискателями на вакансию — ибо часто выходит за пределы пользовательского опыта UX-дизайнеров с масс-маркета, занимающихся замкнутыми и чисто цифровыми системами. Да и не факт что я сам бы смог так продумать систему без посторонней помощи.
Такой вот камень в свой собственный огород. И это по-настоящему круто прочувствовать. Кажется, теперь мне «лишь» осталось набраться опыта с яхтой в этом, и пойти учиться на большого судоводителя в следующем году.
Ну, да. Из далека выглядит как импульс треккер. Жаль, нет более крупного изображения…