29.09.2020 — IxD/UX/UI

Метасценарии взаимодействий

Бывает, что при старте проектировании сложной системы мы почти ничего не знаем ни о ней, ни о специфике предметной области, ни о пользователях. Либо даже знаем, но это как-то бессвязно или частно. Но нам нужно как-то начать работу по «съеданию слона», проанализировать и сформировать общее представление о системе.

Одним из способов облегчить вхождение в проектирование новой системы — это начать с детализации того, что я называю метасценариями.

Метасценарии — это поведенческие паттерны, характерные для систем и людей в целом, независимо от приложения, предметной области, да даже вообще, говорим мы о цифровой системе или, допустим, о яхте или новом автомобиле. Можно сказать, что многие подробные сценарии взаимодействия (юз-кейсы, юзер стори — сами выберите) на самом деле являются элементами этих ключевых метасценариев.

Приведу группы метасценариев, о каждым из которых можно рассказать отдельно (но, увы, не буду — вы же тоже не маленькие).

Метасценарии жизненного цикла

Эти относительно простые сценарии определяют то, как мы начинаем и продолжаем (и заканчиваем) взаимодействовать с системой, получая всё больше опыта и, как правило, поднимая планку собственной требовательности.

Метасценарии ситуационной осведомленности

Эти сценарии поддерживают понимание пользователя о том, что происходит с объектом автоматизации системы — бизнесом, транспортным объектом, расписанием больницы или инфраструктурой электростанции. Расписывать подробно не буду, но это крайне важные вещи для тех же информационных систем и, особенно, систем управления и мониторинга в реальном времени (типа контрольных центров АЭС, трейдинговых ситем или рабочих мест для станций скорой медпомощи)

Аналитические метасценарии

Эта группа сценариев непосредственно про работу с данными. Особенно характерна для информационных систем.

В общем, мысля подобными сценариями, мы отрываемся от системоцентричного мышления (думая что интерфейсы со всеми кнопочками и значениями — центр вселенной), начинаем задавать правильные вопросы и погружаться в контекст работы пользователя, при этом не упуская общей картины живого взаимодействия с системой. Поэтому же полезно задаваться этими, как и другими, метасценариями, даже работая над понятной и, как кажется, знакомой системой.

Комментарии (3)

    1. Евгений Соколов

      (кмк) Это как раз уровень системо-центричного мышления, но из системно-инженерной роли.

      Что-то вроде «прямо сейчас на сценариях и эвристиках можно покрыть 80% нужд и обеспечить (относительную) непротиворечивость всего дизайна. А через месяц мы заселим туда кнопочки какие-то даже не по гайдлайнам, а из фреймворка, пофиг вообще в моменте порешаем».

      1. Вы вполне правы, тут все зависит от фокусировки и нет жестких делений «внутри системы», «вне системы» — прямо как копенгагенская интерпретация про наблюдателя и результат эксперимента. Но я все равно убежден (статье то два с лишним года уже), что этот подход вполне может быть хорошим стартом (или единственным путем, когда нет иных условий) для того чтобы выйти из крайней, скажем так, системоцентричности в размышления «а что там, за дверью?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.