29.09.2020 — IxD/UX/UI

Метасценарии взаимодействий

Бывает, что при старте проектировании сложной системы мы почти ничего не знаем ни о ней, ни о специфике предметной области, ни о пользователях. Либо даже знаем, но это как-то бессвязно или частно. Но нам нужно как-то начать работу по «съеданию слона», проанализировать и сформировать общее представление о системе.

Одним из способов облегчить вхождение в проектирование новой системы — это начать с детализации того, что я называю метасценариями.

Метасценарии — это поведенческие паттерны, характерные для систем и людей в целом, независимо от приложения, предметной области, да даже вообще, говорим мы о цифровой системе или, допустим, о яхте или новом автомобиле. Можно сказать, что многие подробные сценарии взаимодействия (юз-кейсы, юзер стори — сами выберите) на самом деле являются элементами этих ключевых метасценариев.

Приведу группы метасценариев, о каждым из которых можно рассказать отдельно (но, увы, не буду — вы же тоже не маленькие).

Метасценарии жизненного цикла

Эти относительно простые сценарии определяют то, как мы начинаем и продолжаем (и заканчиваем) взаимодействовать с системой, получая всё больше опыта и, как правило, поднимая планку собственной требовательности.

Метасценарии ситуационной осведомленности

Эти сценарии поддерживают понимание пользователя о том, что происходит с объектом автоматизации системы — бизнесом, транспортным объектом, расписанием больницы или инфраструктурой электростанции. Расписывать подробно не буду, но это крайне важные вещи для тех же информационных систем и, особенно, систем управления и мониторинга в реальном времени (типа контрольных центров АЭС, трейдинговых ситем или рабочих мест для станций скорой медпомощи)

Аналитические метасценарии

Эта группа сценариев непосредственно про работу с данными. Особенно характерна для информационных систем.

В общем, мысля подобными сценариями, мы отрываемся от системоцентричного мышления (думая что интерфейсы со всеми кнопочками и значениями — центр вселенной), начинаем задавать правильные вопросы и погружаться в контекст работы пользователя, при это не упуская общей картины живого взаимодействия с системой. Поэтому же полезно задаваться этими, как и другими, метасценариями, даже работая над понятной и, как кажется, знакомой системой.

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.